Продолжается рубрика «Вопрос предпринимателю».
БК55 продолжает встречи с омскими бизнесменами, которые рассказывают о своем опыте предпринимательской деятельности, а также делятся знаниями с теми, кто только начинает свое дело.
Очередным героем нашей рубрики стал директор ООО КОМПАНИЯ «ПРОМВЕНТ» Андрей Чаплак. Его компания занимается производством оборудования для промышленной вентиляции. Он рассказал БК55 с какой ответственностью сталкиваются бизнесмены и почему важно быть решительным.
— Как приходят в бизнес или начинают дело? Насколько длинный путь от желания до начала своего дела?
— Конечно, у всех это происходит по-разному. Кому-то нужно присмотреться, изучить процессы изнутри, а кто-то готов браться за дело сразу.
Но могу рассказать о собственном примере. У нас все было интересно. Мы шли к нашему делу не очень быстро. Не было такого, что щелкнули пальцами и начали производить вентиляторы. У нас был накоплен опыт. Мы более 15 лет работали с крупным российским производителем, внутри него. И у нас был опыт продаж подобного оборудования. Но все течет, все меняется. И в той структуре, с которой мы работали, ситуация поменялась и мы решили пойти дальше самостоятельно.
И на этом этапе важны были человеческие ресурсы. И та команда, которая была, с нами осталась. То есть, у нас была команда, помещение, знания, небольшой капитал, чтобы купить оборудование. Где-то оборудование брали в лизинг. Но мы исходили из того, что накопленный опыт мы можем применить в своем деле.
— Наверняка на этапе начала своего бизнеса появляются сомнения. Как с этим бороться?
— Сомнения есть всегда. Понятно, что изначально нельзя прогнозировать, что та или иная идея принесет успех. В нашем случае мы полагались на свой опыт. И хотя тоже не обошлось без сомнений, в какой-то момент что-то щелкнуло, что мы готовы.
В нашем случае дело было в том, что все изменилось у партнера, с которым мы работали. И мы поняли: настала та точка отсчета, пора перелистнуть страницу. Мы приняли это решение и пошли вперед.
— А насколько сложен переход от роли наемного работника к роли предпринимателя, руководителя?
— Конечно, все сильно отличается. Зона ответственности совершенно другая. Есть сотрудники, которые на мне, то есть руководитель за них отвечает. А создание рабочих мест предполагает заработную плату, уплату налогов и все эти моменты разом перешли на меня, как на руководителя. Когда ты наемный работник, то зона твоей ответственности меньше. Руководству, помимо появления рабочих мест, нужно обеспечивать заказы, чтобы работа была. И это наваливается разом. Это серьезная нагрузка, к которой надо быть готовым.
— Если говорить про выбор сферы бизнеса. Стоит браться за то, что умеешь сам или изучать новое? Как было в вашем случае?
— На различных мотивационных семинарах часто говорят, что хорошо бы заниматься тем, что любишь, и чтобы оно еще приносило деньги. И если это сходится в одно, то это отлично. Мы тоже попытались найти золотую середину. Мы знали, какой опыт у нас есть, что мы умеем, но хотим попробовать делать это сами. И конечно, хотелось, чтобы это приносило доход, но в то же время было удовлетворение от реализации того, что было задумано. Потому что вентиляционная тема, и именно производство, довольно тяжелая и серьезная сфера. Нам нужно и производить, и конструировать, и проводить сертификацию.
Но я говорю это к тому, что какую сферу бизнеса вы бы ни выбрали, вас может захватить процесс или конечный продукт. И может, раньше вы не имели отношения к этому товару или услуге, но сама реализация задуманного может принести удовлетворение. Если брать наш пример, то у нас главное — это выпуск готовой продукции. Но мы работаем не только по стандартам, но и по нестандартным запросам от заказчиков. То есть, нам приходится придумывать, изобретать, как что-то изменить в нашей продукции по техзаданию заказчика. И это своего рода творческий процесс. Поэтому у нас подход к выпуску изделий творческий. И это говорит о том, что каждый в своем деле может найти интересные нюансы, которые будут увлекать.
Свою роль может сыграть и время, в которое вы начинаете свое дело. В тот момент, когда мы заходили на рынок, то попали в волну импортозамещения. Поэтому выбор сферы — серьезный вопрос. Мы применили себя в том, что умеем. Резко менять сферу мы не стали, а применили свои знания.
— Что самое сложное на первых этапах начала бизнеса? С какими трудностями сталкивались вы?
— Наверное, в первую очередь это вопрос финансов. Желательно, чтобы при начале своего дела был какой-то капитал или возможность использовать кредитные средства, покупать что-то в лизинг. Например, для производства покупка оборудования обязательна.
Не назвал бы это трудностью, но тем не менее на начальных этапах вам придется заниматься вопросами регистрации и тому подобное. Кроме того, важный момент — это команда, с которой вы будете работать.
В конце концов, бывают просто хозяйственные трудности. Когда нужно привести в порядок помещение, что-то найти, подключить, то есть такие хозяйственные вещи, которые тоже отнимают время.
— Представители бизнеса — это работодатели, у которых в подчинении тот или иной коллектив. Как управлять этим коллективом? Есть ли какие-то секреты, что надо делать, а что нет?
— В нашем случае набор коллектива ведется точечно. Но, как говорится, всем в голову не залезешь и какие-то сотрудники уходят. Но это нормальный процесс. В этом плане надо быть готовым, что ваши пути с людьми, с которыми вы работаете давно, могут разойтись.
Но важно прилагать максимум усилий для того, чтобы человеку было комфортно работать. Мы, например, как раз такой философии придерживаемся. У нас много супружеских пар в компании работает. Надо стараться слышать сотрудников. Не стоит отдаляться от работников. Не должно быть такого, чтобы кто-то из работников и руководящий состав вообще не общались или не виделись. Мы всегда можем пообщаться, посмотреть друг на друга. Мы готовы слушать, что можно улучшить, устраивают ли условия, которые мы предлагаем.
— Есть ли какие-то универсальные советы для людей, которые только начинают свой путь в бизнесе или хотели бы им заняться?
— Во-первых, нужно быть решительным. Если человек уже решение принял, то нужно взять и сделать шаг. На то он и предприниматель. Иногда приходится набивать шишки и по ходу движения. Не всегда все будет получаться с первого раза. К этому тоже надо быть готовым.
Нужно не терять голову. Стараться с холодным расчетом действовать, раскладывать свои силы по дистанции.
Точного рецепта как действовать нет. Но точно важно именно действовать. А если есть партнеры, то действовать сообща.