Новым героем рубрики БК55 «Вопрос предпринимателю» стал ещё один участник недавно прошедшего в Омске съезда лидеров «Опоры России».

Напомним, что новая рубрика несет в себе образовательные и мотивационные цели. Те, кто только начинают свое дело, могут из интервью с предпринимателями узнать для себя что-то новое или получить ответы на важные вопросы.

Узнать много полезного начинающие, да и опытные бизнесмены, также могли на съезде лидеров «Опоры России», который прошел в Омске на прошлой неделе. В рамках этого форума были организованы стратегические сессии, посвященные предпринимательскому образованию и наставничеству в бизнесе. Одним из спикеров на обеих площадках был председатель комиссии по наставничеству «Опоры России», учредитель, генеральный директор ООО РЕМГИДРОСТРОЙ, управляющий партнер агентства консалтинга RECH EXPERT, агентства системного консультирования СТРАТЕГ Владислав Самойлов.

С ним и пообщался корреспондент БК55. Владислав Самойлов рассказал о том, как появляются идеи для бизнеса, и порассуждал на тему: рождаются ли предпринимателями или ими становятся.

— Если говорить о развитии предпринимательского образования, то от кого должна идти инициатива: от государства или от бизнеса?
— Когда говорим об инициативе, то не должно быть слова «должны». Здесь больше подходит слово «хочу». Кому это нужно, тот инициативу и проявляет. У нас такая инициатива возникает, потому что через этот инструмент можно находить звездочек, то есть тех людей, которых ты готов взять в команду. Через эти процессы можно находить партнеров, бизнес-идеи, создавать сообщества, в которых также можно найти новые рынки, новые возможности. Для предпринимателей это возможности.
Надо сказать, что когда мы начинали эту тему об образовании, то говорили о популяризации предпринимательства. Но со временем я перестал рекламировать предпринимательство. В свое время говорили, что предприниматель — это свободный человек. Но мы видим статистику, что многие пробуют, обжигаются. Хорошо, если просто получили негативный опыт, но кто-то остается без денег, имущества. Поэтому мы сейчас в первую очередь говорим о профориентации. Мы стараемся выявить тех людей, которые не только хотят, но и могут, у которых есть какие-то способности и намерения уже сформулированные, а не просто «хочу попробовать». Мы стали более осторожны. Сначала через профориентацию определяем кому это нужно, есть ли предрасположенность к этому, и потом уже даем инструменты.

— А чему важно обучить начинающих предпринимателей? Научить сформулировать идею, финансовой грамотности, оформлению документов? Понимаю, что важно всё, но может можно выделить приоритеты?
— Мы начинаем с психологии предпринимательства. У меня несколько направлений бизнеса: строительство, консалтинг и образование. В консалтинге я ввел нулевой этап. Когда мы начинаем работать с компанией, то прежде всего мы работаем с собственником. Проводим диагностику его целей, видения, ценностей. То есть, сначала о нем говорим, что он вообще хочет. И тогда происходит соединение, когда в основе бизнеса — ценности собственника. И они не противоречат, а интегрируются и становятся базой и основой для бизнеса. И тогда коллектив понимает, куда смотрит собственник. И далее уже идут бизнес-процессы: планирование, организация, контроль и прочие.
Также и в образовании с детьми. Мы рассказываем, что такое предпринимательство. И в большей степени нас интересует мышление.
Предприниматели отличаются от менеджеров тем, что они видят возможности и создают ценности. Они чувствуют рынок, людей и умеют предложить то, что нужно сейчас. И мы как раз детей этому тоже учим. Есть технологии как идею выбрать. Здесь мы применяем термин — тестирование гипотез и можно малой кровью проверять эти гипотезы и смотреть, что идет, а что нет.

— А если решение стать предпринимателем пришло в зрелом возрасте и профильного обучения ты не проходил, то бизнес для таких людей закрыт? Или бизнес открыт для всех?
— Часто обсуждается вопрос: предпринимателями рождаются или становятся? Есть тип личности, когда определенный темперамент в тебе уже заложен, определенный тип нервной системы и мышления. И в этом смысле можно сказать, что есть люди, которые уже рождаются предпринимателями. Они постоянно что-то придумывают, какие-то идеи у них появляются, причем рациональные и монетизированные.
А есть люди, которые приобретают этот навык. То есть, они не родились с такими яркими способностями, но при этом они могут обучиться.
Есть практика наставничества, которой и я занимаюсь. И образование, и наставничество, и работа бизнес-сообщества направлены на то, чтобы выживаемость бизнеса была выше.
Начать бизнес можно в любом возрасте. Но желательно хорошо протестировать себя.
Нужно посмотреть, какие есть способности и ценности, на которые можно опереться. Сюда же мы добавляем опыт, знания. И в этом смысле у взрослого человека может быть больше шансов, потому что ему есть на что опереться. И желательно, чтобы бизнес был построен именно на этом. Не просто увидел что-то или показалось, что это более выгодно, а опираться на себя, на свои ценности, характер, опыт и в этом поле искать предпринимательскую идею. Тогда меньше выгорания, тогда легче вставать и двигаться.

— Ранее мы немного затронули тему разработки идеи для бизнеса. А путь от идеи до того, как начинаешь зарабатывать, насколько длинный?
— Многие думают, что это происходит быстро. И действительно, у некоторых так и происходит, но также быстро заканчивается. То есть, легкие деньги нестабильны. Поэтому мы учим, что важно построить систему, которая дает устойчивость. Просто разово заработать недостаточно, потому что можно быстро все потерять.
Но, конечно, время от идеи до заработка проходит разное. Но пока я вижу, что это происходит небыстро. И первая идея, как правило, не всегда приживается. У многих успешных предпринимателей ни одна и ни две попытки, но каждая новая уже более эффективная.
Конечно, нужно пробовать, но пробовать не так, как все привыкли, сразу открывать юрлицо, заниматься упаковкой, фирменным стилем, офисом, названием. На мой взгляд, это все вторично. Важнее найти ценность, за которую люди готовы платить. И это можно безопасно проверять. Можно обратную связь собирать, проводить анкетирование, сделать тестовый продукт и пробовать его продать. И самое простое: либо найти сообщество, с которым можно посоветоваться, или найти наставника и с ним обсудить с чего начать. И тогда все будет легче и проще.