Очередная серия рубрики БК55 «Вопрос предпринимателю».

БК55 продолжает серию интервью с омскими бизнесменами, в рамках которых они рассказывают о своем опыте предпринимательской деятельности, а также делятся знаниями или советами с теми, кто только начинает или хочет организовать свое дело.

Сегодня героем нашей рубрики стал генеральный директор ООО «Сибирская торговая компания» Михаил Деревянко. За его плечами более 10 различных бизнес-проектов. В рамках своей деятельности Михаил Деревянко активно сотрудничает с предпринимателями из Китая и помогает выйти на этот рынок другим. Мы поговорили с экспертом о мифах, которые окружают бизнес, и о важности действовать, а не только планировать.

— Часто про людей, которые имеют свой бизнес, говорят, что «у него есть предпринимательская жилка». Должен ли будущий предприниматель обладать какими-то отличительными от других качествами или бизнес доступен всем?
— На мой взгляд, бизнес открыт для всех, попробовать может каждый. Но вопрос в том, сможет ли человек там удержаться. Потому что для того, чтобы заниматься бизнесом нужно иметь сильную волю, характер и умение не сдаваться. По статистике только 5 процентов бизнесов остается после первых трех лет работы. То есть, 95 процентов — это проекты, которые не достигли успеха. На своей практике могу сказать, что я закрывал часть своих проектов либо в минус, либо в ноль. И выстреливал только один из десяти. Затем с опытом появляется насмотренность. Ты уже заранее видишь, стоит ли начинать этот проект, есть ли рынок. Но в целом каких-то сакральных знаний, особых навыков лично у меня на старте не было, все приобреталось в процессе.

— Невозможно начать свой бизнес, если у тебя нет стартового капитала. Это утверждение правда или миф?
— Конечно, это миф. Я сам из небогатой семьи. У меня родители оба инженеры. У меня не было стартового капитала. И первый свой бизнес мы открыли на кредитные деньги. Мы взяли карты одного из наших банков с льготным периодом и оплачивали товар у поставщиков. И за льготный период успевали их обернуть и так заработали первый капитал и открыли первые салоны сотовой связи. А даже по тем временам открыть салон сотовой связи было от 700 тысяч до 1 миллиона. Откуда у человека с зарплатой в 25 тысяч рублей такие деньги. Поэтому мы придумали такой способ, который помог нам без стартового капитала начать свой бизнес.

— Со стороны кажется, что сейчас я открою свой бизнес и начну зарабатывать. Даже при условии, что идея выстрелит, насколько быстро начинающий предприниматель может выйти в плюс?
— Бывают разные варианты развития событий и когда бизнес начинает приносить доход очень быстро, я это называют шальными деньгами. Потому, что это реально повезло. Но все-таки всегда нужно понимать, кому мы будем продавать, рассчитать свои бюджеты, построить бизнес-план. То есть, провести какую-то предварительную работу. Без предварительной работы мы будем играть в русскую рулетку на удачу: повезет или не повезет. А все успешные предприниматели, которые на слуху, делают исследование рынка. Люди предварительно изучают стоит ли начинать этот бизнес в принципе.

— Как не испугаться своей идеи? Реально ли начинающему предпринимателю получить поддержку или консультацию от опытных коллег? И где можно это сделать?
— Любая идея без каких-то действий — это пустышка. Можно эти идеи десятками генерировать, но пока мы не начнем какие-то действия по реализации этой идеи, у нас ничего не получится. Первыми шагами как раз может быть попытка попробовать продать эту идею. В идеале можно дойти до момента, что даже не имея товара, люди нам платят деньги для того, чтобы получить этот товар или услугу в будущем. А это самый главный показатель. Если люди готовы платить деньги даже на этапе неимения этого товара или услуги, значит идея хорошая. Если люди сомневаются, то нужно сделать какой-то опытный образец и попробовать его продать конечному потребителю.
Что касается вопроса, где получить помощь. То можно обращаться к опытным предпринимателям. Очень многие предприниматели открыты. Я встречал такое мнение, что как я напишу этому крутому предпринимателю в соцсетях, он же мне не ответит. На самом деле предприниматель, который уже получил много опыта, в том числе негативного, у него есть душевная потребность этим опытом поделиться, чтобы другие таких ошибок избежали. Я думаю, что большинство людей не откажет и поможет.

— Какие вы видите основные трудности для начинающих предпринимателей на пути к строительству своего дела и как эти трудности преодолевать?
— Трудности были, есть и будут всегда. В любое время трудности примерно одинаковые: отсутствие денег, отсутствие связей, отсутствие понимания бизнес-идеи, целевой аудитории. Надо просто погружаться в будущий бизнес, изучать рынок, целевую аудиторию и совершать действия. Потому что можно много планировать, фантазировать, но как только мы делаем первые шаги на рынке, то рынок нам сразу говорит, правы мы со своей идеей или нет.