Казахстан, Россия и Китай провели предварительные переговоры о заключении трехстороннего соглашения по использованию реки Иртыш для грузоперевозок, В развитии его транспортно-логистического потенциала заинтересованы Китай, Россия, страны Центральной Азии, а также страны Европейского Союза. Китай, в рамках инициативы «Один пояс, один путь», активно инвестирует в инфраструктурные проекты. Россия заинтересована в укреплении транзитных маршрутов, а ЕС рассматривает Казахстан как важное звено в альтернативных путях доставки товаров из Азии.

Безусловно, Россия заинтересована в открытии судоходства на Иртыше. Иртыш в долгосрочном плане рассматривается как инструмент для широкого экономического проникновения в Китай для расширения рынков сбыта продукции и для получения доступа к самому емкому рынку в мире. А Китай, в свою очередь, рассчитывает получить доступ к быстрорастущему рынку и расширить экономические связи с Казахстаном и Россией.

Существует масса доводов в пользу необходимости возобновления давнего торгового пути по Иртышу, потому что перевозка грузов речными судами по-прежнему дешевле, чем автомобильным или железнодорожным транспортом. Иртыш протекает по территории Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) и это — единственный водный поток, который открывает Китаю выход в Северный Ледовитый океан.

В 2000 году правительство КНР утвердило стратегию масштабного освоения Западного Китая, в связи с чем к 2030 году планируется увеличение населения СУАР с нынешних 25 миллионов до 100 миллионов человек. В инициативе «Пояс и путь» Синьцзян-Уйгурскому автономному району отводится особая роль, поскольку регион граничит с 8 странами и имеет тесные экономические связи со странами Центральной Азии и Казахстаном, превратившись в транспортно-логистический, торговый, культурный, научный и образовательный центр «Пояса и пути».

На сегодняшний день СУАР остается основным внешнеторговым партнером центральноазиатских стран. Крупнейшим внешнеторговым партнером СУАР является Казахстан (более 50 процентов товарооборота). Воды Иртыша, в которых заинтересованы наши соседи, смогли бы стать стабильным и мощным вливанием в Российскую и Казахстанскую экономику. Однако из-за отсутствия межгосударственных договоренностей в части развития речного судоходства, в частности по Иртышу, объемы перевозок сегодня не столь значительны. Хотя грамотное использование Иртыша вызовет бурное развитие экономики России и Казахстана. Бюджеты государств дополнительно могут получить несколько миллиардов долларов.

Как пример, город Чикаго, расположенный на берегу озера Мичиган. Сегодня это второй по экономическому значению город США. И хотя он расположен в континентальной Америке, отрезан от океана расстоянием около 1 000 километров, благодаря судоходству по реке Святого Лаврентия и выходу в Атлантический океан Чикаго стал одним из крупнейших морских транспортных портов США. К примеру, оборудование для крупнейшего в СССР мясокомбината поставлялось в Семипалатинск из Чикаго по Атлантическому и Ледовитому океанам, а затем — по Иртышу! В 50–60-е годы ежегодно в навигацию перевозилось по 500–650 тысяч тонн грузов. А в 70–80-е внутренний речной транспорт перевозил по Иртышу до 9 миллионов тонн грузов.

В 2023 году Президентом РФ В. Путиным поставлена задача по развитию Северного морского пути. Развитие Северного морского пути входит в число приоритетов. Об этом глава государства заявил, выступая с Посланием Федеральному Собранию: «Северный морской путь становится более эффективным, чем Суэцкий канал. Там в разы экономика перемещения грузов увеличивается»! Президент также отметил, что Северный морской путь все больше открывается для судов в разное время года, однако ледокольный флот будет необходим еще долгое время. Он (Северный морской путь) в связи с изменениями климатического характера открывается на достаточно длительное время, по нему уже идут и торговые суда.

Соответственно, с учетом всех прямых потоков товаров, косвенных коммерческих и социальных проектов общая сумма денежного потока в обе стороны за следующие пять лет может составить 1-2 трлн рублей, имея огромное значение для развития нашей страны. Но самое главное: существенная часть данных средств и процессов может проходить через наш регион! Если все делать правильно, Омск за 5-10 лет может стать одним из самых передовых и развивающихся регионов РФ. Главное, у нас будут созданы новые рабочие места, которые дадут новые налоги, что поспособствует благоустройству и развитию Омской области.