БК55 продолжает рубрику «Вопрос предпринимателю».

Напомним, что в нашей рубрике мы беседуем с опытными бизнесменами, которые делятся своим опытом и знаниями. В таких беседах начинающие предприниматели или те, кто только готовятся начать свое дело, могут найти полезный совет или ответы на свои вопросы.

В новом выпуске «Вопрос предпринимателю» мы поговорили с руководителем студии «Стильный заяц» Марией Кутузовой. Общение происходило в рамках форума «PRОмск», где Мария была одним из спикеров. Она рассказывала о том, как решилась открыть студию по пошиву детской одежды, как предприятие развивалось и выходило на новые рынки.

После своего выступления Мария Кутузова ответила на вопросы БК55.

— Давайте начнем с того, как рождаются идеи для бизнеса. На ваш взгляд, разработка идеи — это процесс быстрый, как будто «лампочка в голове зажглась», или долгий мыслительный процесс с изучением рисков и рынков? И как было у вас?
— Со мной было так, что я заказывала одежду одной из иностранных марок. И нам приходилось ждать заказ примерно по два месяца. Но ждать одежду по два месяца, когда она нужна уже сейчас, конечно, не очень удобно. И в какой-то момент я начала сама пробовать шить детскую одежду. И пока дочка росла, я ее наряжала. И в какой-то момент во время обычной прогулки во дворе родителей других детей заинтересовало, в чем одет мой ребенок. И они попросили сшить им такую одежду. Поэтому я честно признаюсь, что свой бизнес я нашла в песочнице.

— Если говорить о стартовых условиях в бизнесе. Они одинаковые у мужчин и женщин? Или есть какая-то специфика?
— Мне кажется, что специфика есть, но все зависит от рынка. Мне на моем рынке было стартовать однозначно легче. Потому что я начинала с позиции мамы, а потом уже предпринимателя. Моя дочь — она же и краш-тестер. Кроме того, я знала на какие моменты нужно обратить внимание в плане одежды. Например, если нужно платье, то надо панталоны, чтобы это было аккуратно. Если это прогулки, то тогда это комбинезоны, чтобы нигде не поддувало и папа справился. Это такие маркетинговые инструменты, которые позволяют мне продавать, зная товар изнутри.

— Есть случаи, когда в начале своего дела, сам предприниматель продает свою продукцию, будь это соцсети, рынок, киоск. Это нормальный процесс?
— У меня была такая практика в самом начале. Я раньше занимала руководящую должность в банке. И потом на ярмарках я встречала своих клиентов. И конечно, от кого-то я ловила косые взгляды. И когда я в первый раз словила это отношение, меня затреггирило. А потом я поняла, что я делаю то, что я хочу. Я продаю то, что я сама сделала. Мне это вообще не стыдно — продавать плоды своего труда, своей идеи. И сразу эта проблема у меня ушла.

— В какой-то момент предприниматель сталкивается с ситуацией, что он немного, но стабильно производит продукцию и имеет доход, что называется, «мне хватает». Стоит ли останавливаться на этой стадии или необходимо настраивать себя на развитие?
— Нам жизнь постоянно подкидывает новые вводные. Поэтому нельзя останавливаться. Например, у меня сейчас как раз тот этап, когда останавливаться нельзя. Потому что, либо мы станем ещё сильнее и больше, либо, к сожалению, бизнес не выживет. Есть уровень, который предполагает заработки только на объемах. Поэтому жизнь заставит развиваться.

— Понятно, что в ходе ведения своего дела не избежать просчетов, ошибок. Стоит ли бояться ошибиться?
— Надо один раз позволить себе ошибиться. И ты поймешь, что смерть не наступает. Ты поймешь, на что обратить внимание. И какая-то конфликтная ситуация, если ее не воспринимать на себя как на личность, а как обычный рабочий процесс, дает очень много ответов и информации о том, на что надо обратить внимание. И это позволяет прописать свой внутренний скрипт для принятия решений.