На прошлой неделе стало известно, что один из крупнейших молокозаводов Омской области - «Молоко Исилькуля» (бывшее ЗАО «Вита»), который недавно перешел в руки американской компании PepsiСo, - закрыт из-за отсутствия очистных сооружений.

О закрытии завода и его причинах Виктор Назаров мельком упомянул в эфире недавнего «Диалога с губернатором». До 2010 года ЗАО «Вита» было одним из крупнейших местных производителей молочных продуктов и принадлежало ХК «Акция». В апреле 2010 года завод продали российскому гиганту – ОАО «Вимм-Билль-Данн». Сумму сделки держали в секрете, но, по оценкам экспертов, она принесла «Акции» и ее владельцу Андрею Голушко около $10-15 млн.


Любопытно, что проблемы с природоохранной прокуратурой у завода возникли ­вскоре после смены собственника. Выяснилось, что молокозавод сливает неочищенные сточные воды прямо в озеро Абсажино и делает это, судя по всему, уже не первый год. Актив оказался с неприятным репутационным «довеском», который бросал тень и на европеизированное «ВБД», и тем более на солидную корпорацию PepsiCo, декларирующую свое трепетное отношение к экологии.


Трудно предположить, что покупатели «не заметили» отсутствия очистных сооружений у одного из крупнейших молокозаводов Омской области. Тогда уместен вопрос: что же продавал, да еще с такой выгодой для себя, сенатор Голушко? Молокозавод «Вита» или возможность его ликвидации как главного конкурента «Вимм-Билль-Данна», имевшего солидную долю омского молочного рынка?
В этом, согласитесь, есть резон. Представим картину. Вот за столом переговоров сидят продавец и потенциальный покупатель.


Покупатель:
– Андрей Иванович (Голушко), у вас завод без очистных. Если строить новые – дорого… Вы нам еще приплатить должны будете.

– Не надо ничего строить, – отвечает продавец, – вы закрываете завод, поскольку у него нет очистных и, по сути, за копейки получаете солидный кусок молочного рынка Омской области. Вы платите не за сам завод, а всего лишь за ликвидацию крупнейшего конкурента. Разве цена большая?


И далее Андрей Иванович считает выгоды компании в столбик. Закрытие завода – это экономия на налогах (130 миллионов рублей), штрафах, которые тоже могут исчисляться сотнями миллионов, зарплате персонала, текущих затратах на производство молока… Опять же на строительстве очистных и т.д. и т.п. Сумма солидная.


Предложение, безусловно, заманчивое. Но… «Вимм-Билль-Данн» не мог купить завод и тут же внаглую на глазах у омичей его закрыть. А вот у PepsiCo после покупки контрольного пакета акций «Вимм-Билль-Данна» руки оказались развязаны. Ведь она не отвечает за действия бывших владельцев завода: сенатора Голушко, умудрившегося так и не построить очистные сооружения на высокорентабельном молочном производстве, или «Вимм-Билль-Данна», который обещал что-то развивать, но, увы, не срослось. В пользу такой версии говорит и тот факт, что ­сделки по ­продаже ­«Виты» «Вимм-Билль-Данну» и покупке самого «ВБД» компанией PepsiCo произошли практически одновременно, в 2010 году. То есть и продавцы, и покупатели действительно могли находиться за одним столом переговоров. Но если это так, то очень похоже, что мы имеем дело с продуманной аферой. Каждый из ее участников прилично заработал, ни во что не вкладываясь и ничего не развивая в Омской области. Андрей Голушко получил на продаже завода без очистных по разным оценкам от 400 миллионов до миллиарда рублей. Компании PepsiCo и «Вимм-Билль-Данн», по сути, за копейки монополизировали омский рынок, устранив одного из самых эффективных конкурентов. Ну, а кто же пострадал? Все правильно – «неопределенный круг лиц». То есть омичи, те, кто создавал завод в Исилькуле, работал на нем, воспитывал детей и верил в будущее. Пострадала экономика Омской области, получившая еще одного монополиста. Теперь можно быть уверенным, что количество коров в регионе будет сокращаться, а объемы молока расти.

У всей этой истории есть еще и нравственный аспект. Интересно, как чувствуют себя продавцы и покупатели: сенаторы, руководители и владельцы корпораций, ценности и философия которых, если верить официальным сайтам, «отражают стремление быть социально ответственными и заботиться об охране окружающей среды»?


Напомним, о подробностях закрытия молокозавода с полувековой историей и традициями мы узнали из выступ­ления нашего губернатора Назарова, государственного чиновника, главной задачей которого в сфере экономики является борьба с бесчинством монополий или, говоря другими словами, создание здоровой конкурентной среды в Омской области.

В рубрике «Версия недели» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.