Не секрет, что топ-менеджеры омских храмов Мельпомены - люди весьма зрелые. Некоторые из них, как например Борис Ротберг из Омского музыкального, вполне могут претендовать на статус аксакала. Ему 73, руководит учреждением он два десятка лет. Впрочем, не возраст и не стаж тут играют свою роль - омские театры, кроме, пожалуй, Академической драмы, не приносят нынешнему минкульту того PR на всероссийском уровне, в котором так нуждается нынешняя власть. Все её усилия пока направлены на внешнюю сторону, на показатели, по которым отчитываются регионы перед Москвой. Однако количеством учреждений Мельпомены столицу не удивишь - там у них своих немерено. У москвичей возникнет резонный вопрос: чего это столько их на бедном бюджете региона? Добро бы пользовались всероссийской известностью, а так… Цифрами окультуривания чиновников минкульта не удивишь. Нужна отдача, и, прежде всего, финансовая. Тенденция к «скидыванию с хвоста» бюджетного вспомощевания прослеживается последнее время чётко. Выживут те, кто сможет предложить некий реальный креатив. Способны ли на него старые кадры?

 

С большой долей вероятности можно утверждать, что нет. Потому что жили они всю жизнь в условиях совсем иных, отличающихся кардинально от нынешних. Губернатор свежий явно не театрал, а стало быть, рассчитывать на него, как на его предшественника, не стоит. Самим содержать огромные махины театральных зданий типа трамплина музтеатра или огромного комплекса, построенного в конце 60-х годов прошлого века, в эпоху гигантизма ТЮЗа, учреждения не в состоянии, а денег на их поддержание и новые постановки надо всё больше: стены ветшают, машинерия требует обновления. Уходить самостоятельно топ-менеджеры не хотят. Выход один: спровоцировать их на это. Явный сигнал всем руководителям от культуры – снятие с поста худрука Омского хора Олеси Сидорской. Дама успела заключить контракт с предыдущим директором Омской филармонии на пять лет и намерена была отработать весь срок. Но в недрах минкульта родился замечательный юридический финт: должность худрука решили вообще сократить. Коллектив выразил Сидорской на собрании спланированное недоверие.

 

БК55 известно, что письма с жалобами на директора были написаны сотрудниками «Пятого театра». В результате, как свидетельствуют источники в труппе Александры Юрковой, которая тоже в кресле директора больше 20 лет, в возглавляемом ею учреждении Мельпомены уже появились худсовет и профсоюзный комитет. Администрация явно пошла на уступки коллективу. Есть информация, что подобные письма писались на Бориса Ротберга, а труппа омских кукольников давно недовольна собственными зарплатами. Во всяком случае, отзвуки подобных трений периодически долетают до журналистов. В целом же «Арлекин» во главе с шестидесятилетним Станиславом Дубковым выглядит более чем хорошо на фоне коллег, которым надо ещё бороться за выживание собственных помещений. Всё-таки здание кукольного перестроено менее десяти лет назад.

 

Пожалуй, Дубкову не стоит переживать за собственное кресло: в минкульте еще и нет специалистов по куклам, в этой специфике надо разбираться. Может быть спокоен и Мир Бывалин, сменивший на посту директора Омской драмы министра Лапухина. Верный зам явно получает указания из первых уст. А вот Владимир Витько на посту лидера «Галёрки» вряд ли удержится. Деньги на его новое здание федеральный коллега Виктора Лапухина Владимир Мединский дал, но явно, что глава регионального минкульта не оставит в новостройке основателя театра, сильно подпортившего себе репутацию проколами в менеджменте.

 

Думается, менее свободной в своих решениях может стать и директор «Пятого театра» Александра Юркова. Причина - финансы, которые тратятся на фестиваль «Молодые театры России». Их необходимо держать под контролем. А это возможно только в том случае, когда сидит свой человек. Либо будет создано некое управление омскими театральными фестами при региональном минкульте, которое и будет ведать финансовыми потоками, а на долю директоров останется только функция исполнителей чужой воли. Есть информация, что начальник отдела искусств минкульта даже специально пошла для этого получать дополнительное экономическое образование в ОмГУ.

 

Кто сменит старожилов директорского корпуса в Омске, пока непонятно. Но в запасе у минкульта есть выходцы из Казахстана, с которыми нынешний министр не утратил связи. Всё-таки сам он оттуда. Хорошо подготовленными и не капризными специалистами из сопредельного государства вполне можно укомплектовать часть учреждений культуры, создав необходимую для развития отрасли конкуренцию.