Директор ОАО «Омскэлектро» Манвел Мажонц прокомментировал БК55 последние события вокруг компании.

- Манвел Людвигович, в СМИ появилась информация о новом раскладе между «Омскэлектро» и «МРСК Сибири». Коротко его суть такова: «Омскэлектро» сумело заключить договор с ТГК-11 на аренду открытых распределительных устройств (ОРУ), и готово отказаться от него в пользу «МРСК Сибири», которая их традиционно арендовала, только при определенных условиях в части погашения долгов омской компании. Плюс - омские чиновники готовы включить в инвестпрограмму «МРСК Сибири» излишне полученный доход энергокомпании в 2012 году в сумме 890 млн руб, которые, по данным омской РЭК, монополист заложил в тариф, экономически не обосновав.

- По поводу договоренностей областного правительства, РЭК и «МРСК» я не готов комментировать, у меня нет сведений на этот счет. Информация же по поводу намерения аренды «Омскэлектро» распределительных устройств ТГК -11 является верной.

- Речь идет о распределительных устройствах, находящихся на территории структурных подразделений омского филиала - ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5, - которые с 2006 года арендовала „МРСК Сибири“?

- Да, на следующий день после того, как договор аренды у сетевой компании истек, и они не изъявили желания его продлить, заявку подало «Омскэлектро».

- На следующий день… Любопытно, кто придумал эту хитрую схему?
- Это не хитрая схема, а правильный коммерческий ход. Этот контракт позволяет получать годовую выручку в миллиард рублей.

- Понятно, почему «МРСК Сибири» готово не требовать долги немедленно, а дать рассрочку на три года. Взамен этого вы отказались от аренды ОРУ?

- Не отказались, а пока только приостановили нашу договоренность с ТГК-11. Взамен мы получаем рассрочку на 3,5 года без процентов. Кроме того, мы проведем сверку задолженности по состоянию на 1 ноября и подпишем соглашение о зачете встречных требований на миллиард рублей.

- Поясните, о каком миллиарде идет речь? В прессе назывались разные суммы долга «Омскэлектро» перед сетевой компанией: 620 миллионов, 855 миллионов.


- Миллиард – это взаимные долги, помимо 620 миллионов. Сейчас «Омскэлектро» должно «МРСК Сибири» 1 миллиард 620 миллионов, «МРСК» же должна нам миллиард.

- Хорошо, однако долг в 620 миллионов остается. Как вы планируете его гасить? Многие эксперты утверждают, что это в принципе нереально в силу нашего законодательства.

- Соглашусь, что это непростая задача, но она вполне реальна. Этот долг накапливался в течение пяти лет, поэтому отдать его сразу же невозможно. Поэтому мы и просим отсрочку – в три, четыре, пять лет. В течение этого периода это вполне реально.

- За счет роста тарифов?

- Разумеется, нет. Если не считать долга, который сформировался во многом искусственно, «Омскэлектро» - здоровая, динамично развивающаяся компания. За первое полугодие 2013 мы получили 112 миллионов чистой прибыли, поэтому чудно говорить, что мы не можем погасить долг.

- А если «МРСК» все же не согласится с вашими условиями?

- Тогда мы будем делать бизнес на ОРУ. Как я говорил, это довольно выгодно.

- «Омскэлектро» просило гарантий по кредиту на 620 миллионов у облправительства для закрытия долгов перед «МРСК» и гарантий у муниципалитета на 450 миллионов для производственной деятельности компании. Есть реакция на ваши просьбы?

- Решения областного правительства я не знаю. По обращению в муниципалитет надеюсь на положительный ответ. Дело в том, что мы в этом году так интенсивно закрывали долг перед «МРСК» (к вопросу о том, что мы не можем это делать в принципе, ранее он был гораздо больше), что у нас получилось недофинансирование по ремонту сетей и т.д.

-  Манвел Людвигович, а что вы скажете об условиях, на которых облправительство якобы готово было дать «Омскэлектро» гарантии под кредит: 50 процентах акций ОАО?


- Официально нам этот вариант никто не предлагал. Только в СМИ читал.

- Некоторые эксперты утверждают, что лучший вариант для Омска – отдать «Омскэлектро» сетевой компании и забыть о долгах, как о страшном сне.

- Не согласен. «Омскэлектро» обслуживает миллионный город. Предприятие прошло пик кризиса, долги были накоплены, как я уже говорил, во многом искусственно. «МРСК» же хочет по сути недружественного поглощения. Однако в будущем я не исключаю консолидации компаний, но на рыночных условиях.

- На каких именно?

- Город должен получить достойную рыночную компенсацию. Если через три года мы рассчитаемся со всеми долгами, то, думаю, речь может идти о 10 миллиардах рублей.

- А бывший вице-мэр Владимир Волков заявил БК55, что, находясь в муниципальной собственности, «Омскэлектро» является всего лишь кормушкой для директора (то есть вас) и курирующего его вице-мэра.

- Возможно, в то время, когда господин Волков сам был курирующим вице-мэром и вырастил себе ИТ-банк, все обстояло таким образом, как он говорит в интервью. Сейчас все иначе – абсолютно прозрачно.

- Тем не менее так и остается непонятным, как вы собираетесь отдавать долги.


- Мы работаем, у нас есть прямые договора. При этом заметьте, «МРСК» как гарантирующий поставщик, нам ничего не платит, однако впоследствии мы сможем предъявить ему претензии в денежном выражении. Еще раз хочу сказать, что я не против консолидации с «МРСК», но на других условиях. Кроме того, сетевая компании должна вести себя социально ответственно на территории Омска.

- А сейчас не так?

- К сожалению, нет. Сегодня «МРСК» закрыла 16 из 20 центров питания, находящихся в Омской области. А это значит, мы не можем развивать экономику, облегчать доступ к ресурсам, о чем постоянно говорит наш президент. За последние три года «МРСК» ничего серьезного у нас не построила и не собирается этого делать. В качестве гарантирующего поставщика «МРСК» не платит «Омскэлектро» ни копейки, вызывая таким образом технический дефолт. Нет, пока это не социально-ответственное поведение, не работа во благо омичей.

Наталья Николаева