История с инвестором, который взялся бы реконструировать омский ТЮЗ, сделав к нему пристройку, получила продолжение. Оказывается, еще в 2007 году архитектор Ирина Голенко и ее коллеги создали одобренный директором театра Валентиной Соколовой проект ремонта этого объекта с учетом прилегающей исторической территории. О том, каким бы мог быть этот детский театр, г-жа Голенко рассказала "БК".
-Мы решили, что необходимо рассматривать ТЮЗ в контексте тех памятников, которые его окружают. Там располагались Генерал-губернаторский сквер и Казачий сад. Поэтому хотелось обязательно сохранить эти понятия. Мы решили, что зеленую зону возле ТЮЗа надо возродить и подарить горожанам. Был горсад, окруженный решеткой, и к 300-летию его стоит восстановить.
– Раз уж вы коснулись темы 300-летия: ТЮЗ находится рядом с территорией бывшей первой омской крепости, чей юбилей мы фактически и празднуем.
– Да, а сам ТЮЗ стоит на месте бывшего костела. Мы же предлагаем в честь этой даты восстановить первую омскую православную Сергиевскую церковь, которая стояла недалеко от Ленинской горки и которой сейчас нет. Наше предложение: восстановить ее на углу улицы Лермонтова и проспекта Маркса. Это такой маленький храм. Что же касается самого ТЮЗа, то мы против, чтобы шла застройка стилобатной площади у театра. Это пространство необходимо. Театр принимает группы школьников, где им собираться? Площадь создает торжественный подход к зданию с энергично выступающим козырьком над ним.
– Я понял, что в вашем проекте тоже была идея увеличить площадь здания театра, как и сейчас предполагает инвестор с тем, чтобы потом использовать пристройку?
– Мы задействовали те площади под «пятном» здания, которые недостаточно использовались ТЮЗом. В проекте мы за пределы не выходили. Использовали дополнительное подвальное пространство за счет вынутого грунта. Учли пожелания заказчика и, переделав план первого этажа, обеспечили нормальную работу билетеров в тепле. Устроили большое фойе с буфетом и обособленной загрузочной. На втором этаже по просьбе заказчика предусмотрели небольшой репетиционный зал со своей сценой и с теми гримерками, какие есть, но объединили их. Административные помещения, ранее освещавшиеся из дворика, перевели на сторону с естественным освещением – на проспект Маркса. Площадь фойе на первом этаже увеличили за счет ранее не эксплуатируемого внутреннего дворика. Пространство дворика перекрыли остекленной конструкцией, выполненной по новой прогрессивной технологии. На третьем этаже предложили над нижележащим рядом гримерок сделать еще один ряд за счет технического этажа, там же должен был появиться хореографический тренажерный зал над южным фасадом.
– Вы рассказывали, что была идея соединить ТЮЗ и бывшее Общественное собрание (старое здание Омского музыкального театра).
– Старое здание Общественного собрания подверглось варварскому использованию. Жаль, что его разрушили. В нашем проекте есть перспективное предложение: восстановить это здание и соединить подземным переходом с ТЮЗом. Да и вообще, надо вспомнить исторические моменты. В преддверии 300-летия следовало бы частично обозначить контур крепости – средствами малых форм, озеленением и тому подобным. Необходимо убрать ненужную рекламу и торговые балаганчики, которые в свое время принесли городу пользу, но сейчас надо готовиться к юбилею. В конце XIX века Никольский собор, Общественное собрание, кадетский корпус и бывший костел (на его месте стоит ТЮЗ) образовывали Казачью площадь. Восстановление Общественного собрания будет способствовать развитию культурного пространства.
– То есть вы выступаете за то, чтобы все было в едином историческом концепте?
– За прошедшие лет пятнадцать заранее можно было все здесь всколыхнуть. Дойти до такой стадии, которая позволила бы выполнить существенный объем работ. Надвигается 300-летие города, а где это можно почувствовать? Надо было давно всем миром сказать об этом, чтобы достучаться до тех, от кого зависит воплощение объектов. У кого есть политическая воля, у кого есть деньги. Новые постройки в районе ТЮЗа не нужны. Может, они сами по себе и хороши, но не для этого места, не для этого градостроительного исторического пространства. Пожалуйста, поставьте их туда, где они «заиграют» и принесут радость своим авторам и городу.
– А исторический центр должен быть историческим центром.
– Конечно, а для чего нам тогда, собственно, 300-летие? Это же не просто рядовой День города. Сейчас многие говорят о возрождении Воскресенской церкви. Дай бог, если так произойдет. Но где же первый шаг – первая крепость? Мы сейчас должны начать с того места, где она находилась. Настоящий козырь – это возрождение первого храма. Конечно, это непростое дело. Храм небольшой, но над ним надо поработать. Кстати, по моему мнению, даже Любинский проспект и тот мы теряем.
– Абсолютно с вами согласен. То, что сейчас там происходит, нельзя назвать возрождением главной омской улицы.
– Городу нужна такая улица, где можно просто прогуляться. Купить сибирского хлеба, как было в «Колосе», молочных продуктов – была там замечательная кулинария. Где бывшие Московские ряды? Арендаторы тоже ничего не оставили от исторических интерьеров. Надо уважать своих талантливых предшественников-зодчих.
– Возвращаясь к ТЮЗу: что, по вашим сведениям, хочет сделать предполагаемый инвестор?
– Сведениями располагаю только из публикаций, которые меня как архитектора очень беспокоят, так как закрепленные границы участка ТЮЗа и характер прилегающей территории не позволяют увеличить размеры здания. Пристройки к ТЮЗу невозможны, тем более невозможно использование объема парадной рекреационной площади. Инвестору обещают выделить участок, что очень проблематично. Нужна профессиональная ответственность за такие обещания. Мы предлагаем минимум, который вполне доступен по ценам и технически. Это здание было построено во второй половине 1960-х годов – интересный пример советской архитектуры периода упрощения и аскетизма. Его простые геометрические объемы, светлые плоскости стен с витражом, площадь перед фасадом создали запоминающийся, чистый и юный образ. Несмотря на внушительные размеры, здание ТЮЗа, отодвинутое от красной линии проспекта, не давит на окружающую среду.
Если инвестор тратит средства под свои задачи, то что за продукт мы получим в итоге? А если он не будет отвечать театральной технологии? Значит, ТЮЗа не будет. Тогда за какие средства его будут снова подгонять под эту технологию?
Беседовал Василий Романов