Этнофестиваль «Солнцестояние», пользующийся популярностью среди омичей, сейчас находится в некотором кризисе. Организаторы уже заявили, что в прежнем виде его проводить больше не будут. Найдя общий язык с региональными властями и уладив открытый конфликт с РПЦ, руководители проекта споткнулись о публику. После последнего фестиваля, который прошел в Окунево в минувшие выходные, они всерьез задумались о том, чтобы изменить формат мероприятия. Об этом рассказал БК55 один из организаторов Сергей Осинцев.
- Сергей, чем вы можете объяснить такой интерес к фестивалю «Солнцестояние»? В этом году на него опять приехало много людей...
- Это, кажется, епископ Петр сказал, сейчас уже не помню, кто точно. Он говорил, что для нас не страшны ни кришнаиты, ни свидетели Иеговы, потому что от этих течений у русского народа есть прививка. Будет какое-то количество увлекаться этим, но не много. Язычество — это родное. Оно было всегда и существовало до наших времен. Мы по весне приехали сюда и старенький домик ломали. Пошли в овин и нашли образчики деревенской магии, такого дремучего язычества. Там висят обереги для скота, так что язычество у нас в крови и стесняться и исключать его из нашей жизни — не есть правильно. Мы жили при православии, жили при атеизме. А в последние 20 лет у нас не сформирована четкая идеология. Люди ударились в эзотерику, в индуизм, на Восток обратили свой взор, потому что не имеют ничего своего: истинного, родного. И народ, по сути дела, стоит на распутье. Чтобы двигаться дальше и выживать, он должен обратиться к своим корням и предкам, к тому знанию, которое было накоплено тысячелетиями. Это не надо исключать, это надо просто изучать. Страшного в этом ничего нет.
- Вы уже в четвертый раз проводите фестиваль. Он развивается по вашему мнению?
- Есть, конечно, и положительные моменты, но каждый год народу приезжает больше, и мы втягиваем сюда нежелательную публику. И эта публика бывает не совсем хороша.
- Что вы собираетесь предпринять, чтобы решить эту проблему?
- Сейчас маркетинговое агентство проводит анализ аудитории этого фестиваля. После фестиваля мы сядем, посмотрим анализ, результаты и примем решение. У нас есть некоторая мысль — сделать два фестиваля. Один большой фестиваль — чисто музыкального формата. А другой сделать просто праздник Купалы. Чтобы разделить аудитории: есть аудитория, которая едет на праздник, а есть аудитория, которая едет просто потусить.
- То есть «Солнцестояние» разделится на два самостоятельных фестиваля?
- При поддержке властей и определенных интересах у нас уже есть вполне сформированная концепция еще одного фестиваля, который самым лучшим образом впишется в привычную концепцию, потому что у Окунево есть определенная специфика. Здесь концентрация сектантов на один квадратный метр просто зашкаливает и представлены разные религиозные течения. Соответственно, здесь представлены различные культуры в том числе. Мы думаем о мультикультурном фестивале. Мы сделали фестиваль «Солнцестояние» и представляем славянскую культуру. Но когда к нам приходят кришнаиты и пляшут здесь, то это не совсем в формате. Но мы никуда от этого уйти не можем, потому что это деревня.
- Чтобы перевести фестиваль на новый уровень, наверное, нужно улучшить инфраструктуру... Здесь есть какое-то движение?
- С этого года эти земли переводят в муниципальную собственность. Частично они были в федеральной собственности. Будет создано предприятие «Пять озер». И, соответственно, эту территорию хотят развивать, правда, не знаю как именно. Такие разговоры были. Инфраструктуры, конечно, здесь не хватает для приема большого количество гостей. Поэтому мы не ставим перед собой задачи собрать очень много народа. В принципе это не так сложно, потому что в этом году нас поддерживало несколько телеканалов и радиостанций. Дать широкую рекламу и даже в других городах не составляет для нас труда.
Венера Мухамеджанова