Первый секретарь Омского обкома КПРФ, депутат Госдумы Александр Кравец рассказал о самой скандальной выборной кампании последнего времени и о перспективах карьеры нового главы Кормиловского района Матиенко.


- Как вы можете охарактеризовать выборы, прошедшие в Омской области в минувшие выходные?

- Выборы, которые прошли в Омской области, безусловно отражают те тенденции, которые в последний период наблюдаются в стране. Прежде всего, падение доверия населения к власти, апатия, неверие в то, что властные институты могут что-то решить лично для них. Низкая явка на выборах стала повсеместной. Напрашивается первая мысль, что власть сознательно организует столь низкую явку, но я думаю, что это не вполне заслуга власти. Это состояние общественного настроения и у нас в регионе, и в целом по стране. Что касается сельской местности, то там выборы прошли при удовлетворительной явке. Она составляла 30-40 процентов, но в Кормиловском районе в силу специфики выборов она достигла 56 с лишним процентов. Нам совершенно очевидно, и это мы декларировали неоднократно, что низкая явка выгодна власти. Потому что на выборах борются оппозиция и государство в лице ее региональных структур.

 

- А как вы можете оценить результаты голосования для КПРФ?

- Конечно, нам бы хотелось больше мандатов. Конечно, нам хотелось бы, чтобы наши фракции и в Горсовете, и Законодательном Собрании укрепились. Хотя по большому счету, вы понимаете, эти добавки радикально не меняли расстановку сил. По всем округам наши кандидаты получили лучшие результаты, чем имели на предыдущих аналогичных выборах. Если мы берем четырнадцатый округ, тяжелый во всех отношениях, потому что это огромная территория, почти равная Бельгии, и малонаселенная, вымирающая и депрессивная. Поздняков, наш кандидат на прошлых выборах, в декабре 2011 года, когда выборы в Законодательное Собрание прошли, набрал около 23 процентов, а сейчас он набрал свыше 29 процентов. Вышел на рубеж, который мы получаем в городе. И это, я обращаю ваше внимание, сельская местность, где народ забитый. И мы знаем, чем хуже живут люди, тем легче ими управлять, тем лучше они голосуют за власть. И тем не менее, здесь прибавка.

 

Худший показатель — Усть-Ишимский район, наш кандидат получил 23 процента, а лучший показатель — Называевский район, кстати, тоже один из депрессивных, где мы никогда не имели высоких результатов. Там наш кандидат получает 35 процентов: на 11 участках одерживает победу над кандидатом от партии власти, на одном участке — боевая ничья. Я повторяю, это радикальное изменение ситуации в Называевском районе. Это следствие активных и новых форм нашей работы на этом участке. Что касается города. По девятому округу по довыборам в Горсовет наш молодой коммунист, кандидат в члены ЦК компартии РФ Алексей Байков ходил по тому же округу, что и в марте. Но если в марте он набрал порядка 21 процента голосов, то сейчас вплотную приблизился в 30 процентам. И это тоже динамика. Поэтому вешать нос или печалиться нам нельзя.

 

Если мы возьмем десятый округ на выборах в Заксобрании, тоже один из самых тяжелых, самых прикормленных и прикупленных, на котором до этого депутатом был Игорь Зуга - ныне член Совета Федерации, то и здесь есть рост. На прошлых выборах мы набрали около 21 процента голосов, сейчас - более 27 процентов.

 

Выборы в Кормиловке — это квинтэссенция предвыборной кампании, на которую, конечно же, все обратили внимание. Эта кампания отслеживалась на федеральном уровне. Вы знаете, какая борьба велась за мандат администрации? А результаты получились для партии власти, для крупного бизнеса сногсшибательные. В том плане, что снесли на раз. Разрыв колоссальный. Наш кандидат при серьезной явке избирателей - свыше 56 процентов - получил более 40 процентов. Представители тех сил, которые из пригодного Кормиловского района хотели сделать вотчину и активно позиционировали себя как хозяева жизни: со всеми главами поселений были подписаны договоры, были выданы обещания от ремонта дорог и прочего. Шантаж, подкуп, многие министры областного правительства там прошли с поддержкой. Там погасшие звезды советского спорта давали мастер-классы. Сам губернатор ездил туда открывал комбикормовый завод «РУСКОМа». Обещания, давление — все было пущено в ход. Вы знаете, какая судебная тяжба там была? Но в результате мы победили и в суде и снесли конкурентов на раз.

 

- Как вы сами оценивали возможность победы в Кормиловском районе?

- Я вам раскрою секрет. Когда это случилось, мы связались с нашими представителями в Центральной избирательной комиссии, объяснили ситуацию, нам сказали, что положение безнадежное. Но омские коммунисты привыкли работать до конца и стартовый этап этой кампании по выходу мы сделали максимально юридически чистым. И это сыграло роль. Я разговаривал и с коллегами из других регионов, где подобные ситуации были и, к сожалению, кандидатов, который выходили из «Единой России», не допускали к выборам. И в Красноярске, и в Курске, и в Ленинградской области такие вещи были. А мы тут смогли отыграть.

 

- У вас нет опасения, что главу от КПРФ будут «душить» региональные власти?

- Если душить главу, то это значит душить район. Сейчас демонстрировать это вряд ли можно. Тем более, на фоне такого провала. Я понимаю, если там был бы небольшой разрыв, губернатор или тот, кто готовится к выборам из его окружения (а выборы у нас все равно губернаторские будут), будет зарабатывать на этом минусовые очки. Судя по тому, что у Леонида Матиенко скелетов в шкафу не оказалось, воевать с ним себе дороже будет, потому что он может открыто говорить, что делают, во имя чего делают и прочее. Поэтому я надеюсь, у Леонида Матиенко хватит характера все эти вопросы решать и хватит умения идти на разумные компромиссы в интересах своего района и граждан.

 

Записала Венера Мухамеджанова