В Омске завершилась восьмая выставка-конкурс «Лучшее художественное произведение 2012 года». Ее отличием от предыдущих стало то, что единого обладателя Гран-при не назвали. Теперь у нас целых восемь «лучших». Впервые среди победителей скульптор. Им стал Александр Капралов за работу «Царская охота».


- Александр, вы первый скульптор-победитель регионального конкурса «Лучшее художественное произведение года». Что ощущаете?
- Я ощущаю желание сделать хорошую работу. Победа обязывает. В следующий раз слабую работу нельзя выставлять. Как-то это подогревает к новым работам.


- Как родилась ваша «Царская охота»? Почему именно «царская»?
- Охота с борзыми — это красивейшая вещь. Она и правда царская. Мне хотелось изобразить скорость, динамику этой охоты. Такая работа делается примерно месяц.

- «Охота» выполнена в традиционном для вас материале?

- Да, это обычная сталь. Стоимость работы тысяч 70 рублей.


- Ваша работа может быть «городской» скульптурой?
- Если ее увеличить— почему бы нет. В мастерской у меня много работ, которые можно увеличить и которые будут интересны для всех. Наверное, все же «Царская охота» — работа не для улицы. Хотя любые работы могут украсить наш город, если они вызывают зрительскую эмоцию. Чтобы не просто равнодушным проходил, а чтобы каждый залез в карман, вытащил телефон и сфотографировался. Сфотографировавшись, он как бы голосует за эту работу. Мне кажется, главное, чтобы эмоция какая-то в зрителе просыпалась, чтобы он задумался - либо от красивых линий, либо от идеи.

- Сменилось в области и городе культурное руководство. Не ходили с предложением приобрести какую-либо вашу скульптуру для города? Или вам все говорят дарите?

- У меня прошел тот момент, когда мне хотелось бы ходить. Ноги болят. Если нужны мои работы — давайте будем делать. Они  (культвласти — БК55), в общем, за это деньги получают.

- Все уверяют в культведомствах, что готовятся к 300-летию Омска. Чем может им помочь скульптор Капралов?
- Можно выбрать несколько работ и увеличивать их. Причем в год я могу две большие работы делать. Вот осталось три года - можно какое-то количество сделать. Чтобы не затянуть время, не заболтать нам все это, главное — не пойти по пути каких-то комиссий, согласований. Парковые скульптуры, они временные. У нас не так много авторов, кто работает в материале. Определиться уже и заказывать, чтобы мы начали делать этим летом. Потому что все, что быстро делается, — это плохо. Поэтому надо спокойно, не спеша определиться, без суеты, без нервотрепки. А если мы пойдем по пути согласований, то ни к чему хорошему это не приведет. Я был тут на одном заседании — говорят: вот есть идея увековечить, допустим, спортсмена. Давайте все сделаем по эскизу, и какой будет лучший — того и выберем. Я лично эскизы делать не буду. И вообще нас пять человек, зачем нас, скульпторов, в Омске лбами сталкивать? Я вот это могу, другой — другое. Я уверен, что это затрата энергии бесполезная. Уже времени нет на раскачку — надо начинать делать. Вот эта власть пришла — ей выхода нет, ей праздновать 300 лет. Те потому ничего и не делали, что знали, что они до 300-летия не досидят. Все очень просто. Надеюсь, что сейчас мы что-то будем делать.

Беседовал Василий Романов