Накануне Рождества Христова корреспондент БК55 побеседовал с митрополитом Омским и Таврическим Владимиром. Разговор коснулся итогов года, планов на будущее и, конечно же, светлого православного праздника, который продлится еще 12 дней.
- Владыка, как Вам в Сибири после теплых краев?
- Главное, чтобы на душе было тепло. В Омской области много солнечных дней. Если нет ветра, мороз переносится легко, даже в минус 40 не очень холодно. В целом климат очень даже приятный.
- А прихожане нравятся?
- Омичи - хорошие люди. Здесь много чисто русских лиц. Хотя в Омской области почему-то немало язычников и они пытаются мешать церковным праздникам. Но думаю, через несколько лет будет лучше, нужно работать с людьми.
- Отношение к Рождеству менялось с годами?
- В советское время этот праздник совершенно по-иному ощущали. Его и отмечать-то официально начали уже после распада СССР. Но то, что 7 января стало выходным днем, не означает, что больше людей пошло в храмы. В Омской области стараются прихожан даже отвлечь от храмов. Вот, к примеру, рождественский марафон назначают на 6 или 7 января. В эти дни люди в храмах уже должны быть, а Соборная площадь занята спортивным мероприятием. Я прослужил более 20 лет в Средней Азии, где ислам. Но даже там никаких светских мероприятий, отвлекающих от церковных праздников, не проводится.
- Какие самые значимые события произошли за прошедший год в Омской митрополии?
- Для меня это, по сути, был первый год служения в Омской области. В июне прошлого года на Священном Синоде Русской Православной Церкви было принято важное решение об образовании Омской митрополии. Епархию поделили на четыре части: Омскую, Калачинскую, Исилькульскую и Тарскую. Три епископа уже назначены, скоро будет четвертый.
Летом мощи Александра Невского по всей области прошли. Это радость принесло. Ведь Александр Невский для России - особый человек, он от западных захватчиков Россию защищал. А Запад хочет нас разрушить. Оттуда идет проповедование культа наживы, культа блуда. Запад пытается разрушить нашу духовность. Запад хочет, чтобы мы были его рабами, и поэтому всеми силами старается, чтобы мы стали духовно несвободными. Только духовность поднимает человека вверх, делает его нравственным по отношению к себе и по отношению к другим. Отсутствие духовности приводит к тому, что человек служит только себе самому. Началось строительство Духовной семинарии, не знаю, когда закончим здание, но все начинается с малого.
- Есть надежда, что Воскресенский военный собор на территории Омской крепости все же будет восстановлен?
- Надежда всегда должна быть. Но такой помощи, какая раньше была от губернатора Полежаева, уже не будет. Полежаев ведь государственные средства на строительство храмов привлекал. Хотя раньше всегда церкви строились за счет пожертвований прихожан. Есть надежда, что мы построим храм в честь преподобного Сергия Радонежского, к его 700-летию, которое будет отмечаться в 2014 году. На Левом берегу выделили землю под строительство. Я прошу губернатора стать председателем попечительского совета. Уже написал ему письмо. Успеем – не успеем к юбилею, пока сказать трудно. Еще нам очень необходим свой конференц-зал.
- У вас уже сложились отношения с губернатором Виктором Назаровым?
- Мы с ним общаемся редко, он очень занятой человек
- А Виктор Иванович - воцерковленный человек?
- Маловоцерковленный. Крестили его не так давно.
- При прежнем губернаторе Леониде Полежаеве в Омской области появилось много храмов…
- Это правда - он сам построил два собора, и к главам сельских районов обращался, чтобы они восстанавливали или отстраивали заново храмы. Они слушались. Со стороны государства, предпринимателей, со стороны народа были силы и стремление в построении православных соборов. А вот со стороны церкви, напротив, мало внимания уделялось канонам. При строительстве было допущено много нарушений, которые так и остались, их трудно исправить. Например, в восстановленном Успенском кафедральном соборе нет амвона, отсутствует ризница. А в старом соборе и ризница была, и подземный проход в покои правящего архиерея. Храм ведь восстанавливали по фотографиям. В Успенском соборе сделано место не для хора, а для оркестра. Строители просто не знали всех этих тонкостей, а церковная власть не вмешивалась. Построено много часовенок без престола, так что даже литургию там нельзя проводить.
- В прошлом году в стране было несколько скандалов, связанных с РПЦ, в частности руководству общественность указывала на то, что оно подвержено искушениям этого мира. А как вы относитесь к дорогим автомобилям, например?
- Да какая разница, какой автомобиль? Я вот свой автомобиль не покупал. Мне его подарили. Мне все равно, сколько он стоит, лишь бы ездить на нем было можно. Патриарху делают подарки, ничего в этого крамольного нет.
- Вы по-прежнему живете в Ачаирском монастыре?
- Пока что своего жилья в Омске у меня нет. Каждый день оттуда в город езжу.
- Находящийся на покое владыка Феодосий по-прежнему находится в Омске, это же противоречит церковным правилам?
- Владыка на покое может жить в мужском монастыре и в другой епархии. Феодосию предлагали в Молдавии большой монастырь, в Москве и квартиру, и храм хотели дать, но он почему-то не хочет отсюда уезжать. В Омске есть люди, которые его не отпускают. Синод поручил разбираться со всем этим Патриарху.
- Вы недавно были на Синоде, что там обсуждалось?
- Говорили о борьбе с наркоманией, об укреплении семьи, было много церковных вопросов - об открытии новых епархий, о новых архиереях.
- Владыка, а каковы ваши детские воспоминания о Рождестве?
- Я родился в Молдавии. Мне был год всего, когда началась война. Наше село было оккупировано. В доме, где мы жили, немцы разместили свой штаб. Помню, как немцы носили меня на руках, пытались чем-то угощать перед Рождеством, а я им говорил, что сейчас пост идет и нельзя кушать скоромное. Дедом Морозом тогда не наряжался никто. Отец вернулся с войны и вскоре погиб. Пошел рано утром на работу и подорвался то ли на мине, то ли на гранате, оставшейся с войны. Потом мама снова вышла замуж. Нашу семью, кстати, могли отправить в Сибирь, раскулачить хотели. В 50-е годы Новый год и Рождество праздновали очень скромно, жизнь была тяжелая. Но что-то готовили к столу. Потом, когда я в семинарии уже учился, там наряжали елку, катались на санях. Готовили елку именно к Рождеству, а не к Новому году.
- Что Вы желаете омичам в этот светлый праздник?
- В день рождения Спасителя желаю всем счастья, мира, благополучия. Пусть этот благословенным мир будет в наших сердцах, чтобы мы стали добрыми, делали друг другу больше приятного, не завидовали никому, становились более духовными, а не истуканами. Пусть праздник будет в наших сердцах, пусть каждый прихожанин по возможности посетит храм, помолится. Молитва - это беседа с Богом, а Господь всех слышит и всем помогает. С праздником!
Беседовала Ольга Ложникова
Досье
Владыка Влади́мир (в миру Василий Захарович Иким) - митрополит Омский и Таврический.
Родился 1 февраля 1940 года в селе Ново-Варзарешты (Молдавия) в семье крестьянина.
В 1958 году окончил школу в родном селе и поступил в Одесскую духовную семинарию.
В 1959 году призван в ряды Советской армии.
В 1963 году окончил Одесскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.
27 июля 1965 года пострижен в монашество с наречением имени Владимир.
1 августа 1965 года рукоположен в иеромонаха.
В 1967 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
В 1969 году назначен референтом Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
В 1971 году окончил аспирантуру при МДА и возведен в сан игумена.
В 70-80 годах служил в Чехословакии, 20 июля 1990 года назначен епископом Ташкентским и Среднеазиатским.
25 февраля 1991 года возведен в сан архиепископа.
9 апреля 1998 года Ташкентское духовное училище реорганизовано в семинарию, и архиепископ Владимир назначен ее ректором.
25 февраля 2002 года возведен в сан митрополита. Член оргкомитета мирового общественного форума «Диалог цивилизаций».
27 июля 2011 года назначен митрополитом Омским и Тарским.
6 июня 2012 года назначен главой Омской митрополии; титул изменен на Омский и Таврический.