Минтранс ответил предметно.
Группа омичей потребовала снять с занимаемой должности генерального директора АО «Омскоблавтотранс». Напомним, это предприятие ведает большей частью пассажирских автобусных перевозок по территории Омской области.
Сразу подчеркнем, что воззвание — анонимное. Хоть и написано от лица работников акционерного общества. Да и проблемы описаны так наглядно и в таких деталях, что не поверить людям трудно.
«Хотим донести до общественности проблемы, происходящие в АО «Омскоблавтотранс» — самом крупном пассажирском автоперевозчике Омской области.
По словам подавляющего большинства сотрудников предприятия, с приходом нового генерального директора Михайлова Дмитрия Анатольевича, работа в организации становится всё хуже и хуже.
Зарплата, обещанная в объявлениях и в отделе кадров, не соответствует действительности. Платят намного меньше (при выработке нормы часов и достижении плана).
Часы, за которые платят зарплату, сокращают. А фактически время работы остаётся тем же.
Кроме этого, постоянно применяются штрафы. Это выглядит как лишение определённого процента премии, вплоть до 100%», — описывается финансовая сторона проблемы.
Далее в тексте рассказывается о кадровом голоде и, как следствие, перегруженности водителей.
«Приезжают водители с маршрута в гараж в 12 часов ночи. А в три-четыре часа утра — опять на работу.
Это нарушения режима труда и отдыха водителей», — констатируют омичи.
Но и это еще не все: водители еще и сами вынуждены мыть автобусы. Хотя это в их должностные обязанности не входит.
Составители подчеркивают: водители перевозят людей и в жару, и в морозы.
При этом и речи нет о доплатах — ни за выслугу лет, ни за экономию топлива, ни за безаварийную работу.
«Зарплата простых сотрудников ИТР, слесарей, кондукторов, мойщиков подвижного состава, перронных контролеров, диспетчеров — низкая. Поэтому многие вынуждены брать доплаты, выходить на подработки», — рассказывают активисты.
Говорят авторы и письма и о «приписках», иначе не назовешь.
«При плановых или внеплановых проверках контролирующих органов (УГАДН, ГИБДД, Минтранса и др.) многие документы (табели, графики работы, путевые листы, акты служебных расследований, приказы и т. д.) предоставляются так, что по ним всё хорошо и красиво. Но на самом деле это не соответствует действительности», — сообщают составители письма.
Среди ремонтного состава — тоже масса проблем.
«Слесари увольняются, не желая работать за копейки. А за неимением необходимых запчастей им приходится «лепить из г…на конфетку».
Запчасти, в частности автошины для автобусов, не закупаются. Даже у свежих транспортных средств, закупленных в 2023–2024 году, подходит пробег к замене шин. Ответ начальства один: «денег нет», — повествует письмо.
Тревожен еще вот какой момент из этого письма: его авторы свидетельствуют, что техобслуживание больших и средних автобусов не проводится уже несколько лет. Там только меняют масло и делают срочный ремонт.
Не лучше и с базой автопарка: все коммуникации — старые и прохудившиеся. Они остались ещё с советских времён, пишут люди.
«Зато на автовокзале отремонтировали туалет для пассажиров.
Да, заботиться о сервисе для пассажиров, поднимать уровень обслуживания необходимо, Дмитрий Анатольевич. Но и о своих сотрудниках не нужно забывать. Ведь именно ОНИ, их работа и их труд, приносят предприятию деньги, в том числе зарплату и Вам. А Вы, кроме всего прочего, ещё и прислушиваться к мнению подчинённых не желаете.
На основании изложенного требуем:
освободить с занимаемой должности генерального директора Михайлова Дмитрия Анатольевича;
провести проверку на соответствие занимаемой должности и квалификации всего высшего руководящего состава предприятия;
провести проверку по факту соблюдения трудового законодательства, соблюдения требований безопасности перевозок пассажиров;
провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Мы, сотрудники предприятия, не хотим развала облтранса и не дадим сделать этого. Но такого самодурства со стороны руководства в отношении себя и техники тоже не потерпим!», — такими словами завершается коллективное, судя по всему, письмо.
Оно адресовано региональным минтрансу, прокуратуре, государственной трудовой инспекции и губернатору Виталию Хоценко.
В профильном министерстве отнеслись к проблеме серьезно. Ответили обстоятельно, буквально по каждому пункту. И в некоторых местах проблемы открыто признали. Но в иных моментах руководство АО «Омкоблавтортанс» взяли под защиту.
Начали с размера зарплаты работников.
«С 1 апреля в АО «Омскоблавтотранс» проведена индексация заработной платы всех сотрудников. В настоящее время средняя заработная плата водителей городских автоколонн составляет 71 тыс. рублей, что на 39% выше уровня прошлого года. А средняя заработная плата водителей районных подразделений составляет 48 тыс. рублей, что на 32% выше уровня прошлого года».
Штрафы, сообщили в главке, и правда есть. Но каждый из них рассматривает комиссия. Кроме того, наказание можно и оспорить. Во всяком случае, об этом сообщили в министерстве.
«На предприятии действует комиссия по производственной и финансовой дисциплине, которая рассматривает всесторонне факты нарушений со стороны сотрудников для принятия решений о мерах дисциплинарного взыскания. Сотрудники, не согласные с решением комиссии, имеют возможность подать заявление в комиссию по трудовым спорам и в трудовую инспекцию».
Отрицать кадровую проблему не стали. Ее, по-видимому, не удалось решить, хоть и пытались.
«Штатная численность водительского состава составляет 370 человек, фактическая — 290. При этом в текущем году трудоустроено 120 водителей автобусов».
В этих условиях водители работают сверхурочно.
«На предприятии, как и в целом в отрасли, наблюдается дефицит сотрудников, в том числе и водительского состава. В связи с данными обстоятельствами имеются факты работы водителей сверх установленной нормы.
При этом по укомплектованности штата водителей наблюдается положительная динамика в текущем году, которой не было последние пять лет».
Осветили в министерстве и вопрос замены шин. Она ведется, подчеркнули в главке.
«В АО «Омскоблавтотранс» для планирования приобретения автошин установлены нормативные пробеги.
Фактический пробег автошин часто отличается от планового. Все зависит от условий эксплуатации, дорожных условий производителя. В то же время при принятии решения о необходимости замены автошин осуществляется по факту осмотра на соответствие нормативным требованиям (остаточная глубина протектора, отсутствие повреждений корда, боковых порезов и т. д.).
На закупку автошин за шесть месяцев предприятием направлены денежные средства в размере 780 тыс. рублей».
Кое-что делается и по части подвижного состава. Что касается техосмотра новых автобусов, он и не должен проводиться на базе «Омскоблавтотранса».
«При этом из 180 единиц эксплуатируемых автобусов, 149 единиц введены в эксплуатацию в 2024 году и имеют пробег менее нормативного.
Обслуживание эксплуатируемых автобусов большого и среднего класса 2023 и 2024 года осуществляется у официальных дилеров в соответствии с предусмотренными нормативными пробегами.
Автобусы среднего класса с более ранним годом выпуска не эксплуатируются.
Автобусы большого класса, которые эксплуатируются с годом выпуска ранее 2023 года, обслуживаются как персоналом авторемонтной мастерской предприятия, так и в сторонних станциях технического обслуживания и ремонта».
В завершение в минтрансе подчеркнули: министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области не является контролирующим органом по всем вышеуказанным вопросам. АО «Омскоблавтотранс» — самостоятельный хозяйствующий субъект.