Депутат Госдумы, бывший мэр Омска Виктор Шрейдер рассказал БК55 о партийной дисциплине, «аффилированности» «Бизнес-курса» и профессиональных качествах потенциального первого вице-мэра Николая Яловенко.

- Виктор Филиппович, как изменилась ваша жизнь после того, как вы попали в Госдуму?
- Я не попал в Госдуму. Вы меня избрали. И не метил я туда. Партия «Единая Россия» так решила, что я должен быть одним из трех паровозов. Это партийная дисциплина, которая должна быть. Всегда говорю, что паровоз не для машиниста, а для пассажиров. Пассажиры избрали меня машинистом, и я должен сидеть в этом самом паровозе, везти этих самых пассажиров. Что я и делаю.

- Так все-таки, как строится ваша законодательная работа?
- Есть два варианта оформления инициативы. Первый - законодательная инициатива, чем я активно как депутат пользуюсь. Второй - все депутаты входят в тот или иной комитет, и уже от имени комитета можно подать соответствующую инициативу. Могу назвать много примеров, когда я выходил и через комитет, и напрямую как депутат с инициативами. Возможностей законодательной работы там очень много.

- Сейчас активно обсуждается вопрос взаимодействия СМИ и областной власти. Как вы считаете, СМИ должны быть независимыми?
- Вы мне можете назвать независимые СМИ? Хоть одно. Это не философский вопрос. Любое СМИ аффилировано. К сожалению, и «Бизнес-курс» тоже аффилирован. Убежден, нет независимых СМИ. И, видимо, еще нескоро появятся. Кто заказывает музыку, тот за нее и платит.

- Вы же сами стали жертвой аффилированных СМИ и прикормленных журналистов. Для них очернить вас было целью жизни.
- Это был источник дохода для них, а не цель жизни. Это разные вещи. Источник их дохода только определял поставленную задачу.

- И теперь все эти журналисты из «Омской правды» и «Деловой среды» оказались на улице...
- Их выгоняют на улицу не потому, что они критиковали меня. Они выполняли заказ, а это не укладывается в политику нового губернатора. Естественно, что он меняет тот медийный ресурс, который был. Это жизнь.

- На финансирование областных СМИ в бюджете было заложено 380 миллионов. Это, по-вашему, нормально?
- Смотря на какие цели были заложены эти деньги. Хорошо, будет не 380 миллионов, а 38. Ну и что изменится? Вместо десяти страниц в газете будет одна. Логика и направленность останется прежней. Если на одной странице писали «мэр-вор», теперь будут в каждой строчке писать «мэр-вор, мэр-вор, мэр-вор». Что изменится? Я предлагаю объективно к этому относиться. Не количеством денег должна определяться позиция СМИ, а объективной ситуацией. Нет независимых СМИ и не будет. 380 миллионов в объеме областного бюджета - это не очень много. Считаю, что власти СМИ необходимы. Народ надо информировать о том, что планирует и делает власть.

- Но ведь СМИ - это непрофильные активы власти.
- Если правительство - учредитель, как это может быть непрофильным активом? Прямая обязанность власти - доводить свою позицию до населения. Что она и делает.

- Еще совсем недавно президент Дмитрий Медведев говорил, что органы власти должны избавляться от таких «непрофильных активов»...
- Он еще добавлял — газет, заводов, пароходов. Приведите мне пример, когда федеральная власть избавилась от газет, я уже не говорю о заводах и пароходах. Это не было указанием президента, это было его мнение. Покажите мне хотя бы один нормативно-правовой акт, обязывающий власть региональную или муниципальную избавиться от СМИ.

- 23 февраля вам исполнилось 60 лет. Теперь вы будете получать пенсию?
- По возрасту я пенсионер, да. Есть закон соответствующий. Целых 13 432 рубля составляет моя пенсия. Правда, я еще ее не получал. Первая пенсия предвидится недельки через две.

- Какие-нибудь надбавки, подобные 85-процентным доплатам к пенсии Леонида Полежаева, вам положены?
- Здесь очень интересная ситуация. Как мэр, глава местного самоуправления по областному закону я имею право получать надбавки. Однако там оговорено: «Если человек отработал в этой должности не менее двух сроков подряд». Вот я два полных срока не отработал. Следовательно, не имею права ни на какие надбавки. Не учитывается то, что я тридцать лет отработал вообще в системе муниципальной и государственной власти.

- Вы богатый человек?
- Понятие богатства относительно.

- На счету у губернатора Виктора Назарова есть два миллиона рублей, и он считает, что это много.
- Тогда я тоже богатый. У меня есть два миллиона. Даже немножко больше.

- Вы уже можете раскрыть некоторые секреты, кто станет первым вице-мэром у Вячеслава Двораковского - Юрий Гамбург или Николай Яловенко?
- Насколько мне известно, Гамбург будет работать в администрации города Омска. По Яловенко у меня нет информации. Он довольно эффективный управленец. Доказал это не только работой первым замом у Рощупкина, но и руководителем акционерного общества ПАТП №2. Он довольно эффективно управляет этим непростым хозяйством. С точки зрения профессионализма к нему вопросов нет. Он достаточно подготовленный руководитель, чтобы работать в системе муниципальной, субъектовой или федеральной власти.

- Как сложится судьба вашей команды, дорабатывающей последние дни?
- Одно могу сказать, у меня есть моральные обязательства перед теми, кого я приглашал. Естественно, мне небезразлична их дальнейшая судьба. Насколько это возможно, буду влиять на ситуацию.

- Недавно вы заявили, что вам предлагали стать заместителем председателя правительства Волгоградской области, но вы отказались. А если бы Виктор Назаров предложил вам поработать в обновленном облправительстве? Вы были готовы принять подобное предложение?
- Пока нет. В данной ситуации я бы не согласился. Надо немного и мне по-другому взглянуть на ситуацию, оценить все, что произошло, и жителям.

Беседовал Василий Епанчинцев