Экс-мэр Омска, депутат Госдумы Виктор Шрейдер за два дня до выборов дал неожиданную пресс-конференцию.
- Какие проблемы сейчас есть в городе и какие из них нашли отражение в программах кандидатов в мэры?
- Сейчас у нас идет активная подготовка к зиме. Много вопросов и о содержании городского хозяйства. Борьба с сорняками. Кстати, обратили внимание, что пуха стало на порядок меньше? А задумались почему? Отвечаю, потому что город последние семь лет решал задачу по обновлению зеленых насаждений в городе. Дорогами надо заниматься. Предстоит многое сделать, и если говорить о программах кандидатов, то наиболее рациональная программа у кандидата Двораковского. Он давно живет в городе, он строитель - знает проблемы. Долгое время был депутатом горсовета и знает, как решаются эти проблемы.
- Была ли у вас встреча в последнее время с Двораковским? Обсуждали ли дальнейшую судьбу своей команды, которая осталась в администрации?
- Зачем делить шкуру неубитого медведя? Давайте дождемся 17 июня. Этот вопрос поднимался. Думаю, мы сумеем договориться.
- Известно, что ранее была конфронтация...
- Конфронтации не было! А была информационная война, развязанная правительством области и поддержанная некоторыми СМИ.
- Какая была природа конфликта?
- Конечно, нельзя говорить, что природа конфликта была только межличностная. Да, губернатор Полежаев - человек сложный. Конфликт был не только между Полежаевым и Шрейдером, хотя и личностные качества здесь присутствовали. Вы, наверное, знаете, что ни с одним мэром Полежаев мирно не работал, в том числе и со мной. Поэтому, если говорить о природе конфликта, здесь нужно учитывать взаимоотношения между муниципалитетом и субъектом в части межбюджетных отношений. Будет ли конфликт или нет? Многое зависит от губернатора. Либо разногласия будут нивелироваться на уровне кабинета, либо, как в нашем сценарии, все было вынесено на публику. В этом случае Виктор Иванович свою позицию озвучил и действует в соответствии со своими заявлениями. Не будет деления на город и область.
- Существует версия о том, что Вячеслав Двораковский креатура Полежаева. Не будет ли второго раунда в информационном противостоянии?
- Не будет. Убежден.
- Виктор Филлипович, вы помните тот день, когда Виктор Назаров был назначен губернатором? Как вы провели этот день? Был ли праздник?
- Нормально провел. Это было ожидаемое событие. Причем ожидал это событие не только я, как минимум миллион девятьсот тридцать тысяч жителей Омской области ожидали этого события. Дождались. Событие состоялось.
- Протестная волна носит политический характер или объективный?
- Эти процессы вызваны фазой активной политической борьбы. Понятно, что те организаторы или общественные объединения, которых не вполне устраивает позиция власти, хотели бы получить влияние во власти. Я бы это не относил к позиции рядового жителя Москвы, Питера или Омска. Это в первую очередь позиция политическая. Методы разные мы наблюдали. Можно по-разному оценивать решение Госдумы по введению штрафных санкций. Сразу вам скажу, я голосовал за эти решения. Политические события будут и далее. Надо просто соблюдать закон, тогда не будет конфликтов.
- Как вы оцениваете избирательную кампанию на выборах мэра?
- Я бы сказал, она очень спокойно проходит. И то, что нет интриги, разве это плохо? Интриги нет, да. Нет влияния власти на эти процессы. Выбирать будет житель. Сегодня житель главный арбитр. Не губернатор, не правительство, не администрация, не административный ресурс, а его величество избиратель.
- Прогнозирую низкую явку на выборах. Как ее можно увеличить?
- Это опять административный ресурс. Почему-то на выборах президента США явка меньше 50%, но ни у кого не возникает вопросов. Да, в Красноярске из миллиона избирателей пришло менее 30%. Можно говорить, что там мэр не легитимен, потому что голосовало за него менее половины жителей. Но эти аргументы можно применять по любому поводу. Пришли те, кто заинтересован. Порог явки уже давно был отменен, и на муниципальных выборах это оптимальная процедура.
- Смирились ли с тем, что вы не первое лицо города?
- Почему вы считаете, что работа в Госдуме, приравненная по статусу к работе министра, хуже, чем работа главы города. Нет, конечно. Дело не в том, как я воспринимаю. Есть федеральная градация уровней власти. Я воспринимаю в соответствии с законодательством. Уровень власти федерального чиновника выше, чем уровень власти муниципального чиновника. Все остальное - это личное восприятие. Все нормально.
- Сохранится ли кабинет, который вы арендуете в мэрии?
- Кабинет мэра был, есть и будет. В этом кабинете работал и Глебов, и Павлов, и Шойхет, и Белов, и Рощупкин, и я, и Двораковский. И после Двораковского тот, кого мы в следующий раз изберём. На территории региона обеспечивает работу депутата власть субъекта, поэтому она будет определяться по месту работы депутата Шрейдера.
- Сейчас существует несколько фондов по подготовке к празднованию 300-летия Омска. Какой главнее?
- Действительно, существует несколько фондов. Сейчас есть два фонда, один возглавляю я, другой Виталий Путинцев. Если Полежаев создаст свой фонд, ради бога. Это общественные фонды. Они не связаны с бюджетом. Какой главнее? Фонд Путинцева создан порядка трех лет назад, тот, который я возглавляю, существует с 2002 года.
- Чем закончилось судебное разбирательство по вашему иску к Полежаеву?
- Было три иска к «Новому обозрению», которые я выиграл. Также иск к Яну Зелинскому, который я тоже выиграл. Суд с Полежаевым еще не закончился. Разбирательство идет. Первоначально иск был предъявлен к губернатору Полежаеву и правительству Омской области. И цена иска - рубль. Не хотел наносить вред бюджету региона из-за действий г-на Полежаева. Но коль на сегодня разбирательство не завершено, а Полежаев уже не губернатор, а физическое лицо - пенсионер, естественно, я изменил иск ответчика. И ответчиком выступает физическое лицо - г-н Полежаев. И иск уже не на рубль, а на миллион. Поскольку к бюджету это уже не имеет отношения. Все до копейки деньги, которые мне по этим судам полагаются, будут перечислены в фонд «300-летия Омска». Потом отчитаюсь.
- В Москве есть две организации омского землячества. Все они ориентированы на Леонида Полежаева. Вы входите в эти землячества?
- Конечно, не логично, что этих землячеств несколько. Если их несколько, соответственно, там разная атмосфера, разные методы. Второе землячество появилось из-за позиции бывшего губернатора. Убежден, что эта ненормальная ситуация будет нивелирована и землячество останется одно. Я не житель Москвы и не вхожу в эти объединения. Я омич и буду омичом.
- После избрания депутатом Госдумы вам поступали какие-нибудь предложения перейти в исполнительную власть?
- Поступали. Но я не планирую пока менять свою деятельность.
- То есть неинтересные предложения поступали?
- Уровень первого зама региона, не знаю, интересное это предложение или нет? С перспективой возглавить правительство региона. Речь не о нашем регионе. Речь о Волгограде.
- С кем-то еще из кандидатов в мэры вы встречались, кроме Двораковского? Или ознакомились с программой кандидатов?
- По проблемам города не встречался. Ни с кем. Не потому что не хотел, а потому что никто из кандидатов мне этого не предлагал, кроме Двораковского. Программы других кандидатов я посмотрел, ничего революционного я не нашел, как и вариантов решения реальных городских программ.
- Была ли у вас личная встреча с Назаровым? Что обсуждалось?
- Была. Вчера. Вот во вторник мы вместе с Виктором Назаровым приглашены к главе «Газпрома» Алексею Миллеру по определению участия «Газпрома» в развитии региона и города Омска. Те заявления, которые делал этот руководитель на инаугурации, уже воплотились в конкретные решения.
- Как оцениваете работу Татьяны Вижевитовой на посту и. о. мэра?
- Оценивать должны жители. Я больших недоработок не вижу.
Записал Владимир Червонящий.