Депутат Госдумы, член Совета Левого фронта Илья Пономарев рассказал БК55 о «Марше миллионов», счастливых ментах и будущем лидере оппозиции, промолчав о работе в «ЮКОСе», маме-сенаторе и статусе советника Виктора Вексельберга.

- Илья Владимирович, сегодня в Омске состоится акция «Марш миллионов» в поддержку митингующих в Москве и Санкт-Петербурге, однако ее истинный смысл большинству омичей остается не понятным.
- На 12 июня намечен пик гражданской протестной кампании. На сегодняшнюю акцию должно выйти порядка 200 тысяч человек. Мы хотим, чтобы активнее в этом вопросе себя показали регионы. Тем более этому способствует празднование Дня России.

- Зачем же портить людям праздник?
- Я не понимаю, что это за день независимости. Независимость от кого и от чего? Видимо, от собственного народа.

- Не закончатся ли сегодняшние митинги очередными беспорядками?
- Сегодня должна быть принята единая программа действий оппозиции. На митинге должны будут одобрить идею создания координационного совета. Если хотите, мы говорим о прообразе будущей переходной власти.

- И как будет формироваться этот координационный совет?
- Путем открытых праймериз в интернете и не только. У вас в городе уже был подобный опыт с Ильей Варламовым, пусть он и вышел несколько скомканным. Праймериз могут быть проведены до 1 июля.

- Вы уверены, что пик протестных настроений будет достигнут именно сегодня?
- Протестная активность не угасает. Наоборот, идет подъем — 6 мая прошла самая массовая акция из всех. После этого у власти началась истерика. Вы помните кадры зачищенной Москвы на инаугурации Владимира Путина?

- Да, но это же было сделано из соображений безопасности. Разве нет?
- Сам я бойкотировал инаугурацию, но коллеги рассказывали, что когда в Кремле показали кадры пустых улиц столицы, это впечатлило даже присутствующую властную верхушку. Полиция заходила в кафе и просто запихивала не в чем не повинных людей в автозаки. Такого никогда раньше не было. Неудивительно, что сразу начались всякие ОккупайАбаи.

- Только они все равно ни к чему не привели...
- После беспорядков 6 мая я ездил по ОВД и вытаскивал людей. Они все спрашивали: «Что дальше? Будем еще выходить или нет?». Я говорил, что пора действовать в режиме самоорганизации. Начались аресты Навального и Удальцова, которые в сущности ничего не изменили. Однако мы не можем двигаться дальше пока не будет образован какой-то единый субъект, координирующий наши действия.

- И кто возглавит этот субъект? Алексей Навальный?
- Сейчас нет ни одной фигуры, способной объединить оппозицию. Навальный не устраивает левых, потому что они считают его националистом. Сами левые не устраивают либералов и наоборот.

- Так какие цели преследует сейчас оппозиция?
- Меня часто спрашивают про требования протестного движения. Я объясняю, что это честные выборы и назначение перевыборов. Прозрачных выборов в стране никогда не было, поэтому народ и спрашивает: «А честные выборы это за кого?». Сейчас от романтического порыва «За честные выборы» мы переходим к конкретным действиям, которые, конечно, должны начинаться не с Москвы.

- Почему вы так уверены в силе протестного движения?
- Главный революционер в нашей стране — это власть. Главного революционера легко можно идентифицировать — его зовут Владимир Владимирович Путин. Он нам помогает всем, чем может. Последняя пиар-акция для оппозиции — поправки в закон о митингах. Более эффективного способа удвоить число участников сегодняшней акции вряд ли можно было бы найти.

- Но согласитесь, что пока еще в нашей стране нет таких ожесточенных столкновений с полицией, которыми ознаменовалась арабская весна.
- В ночь с 6 на 7 мая мне довелось увидеть совершенно счастливых ментов — их ОВД исключили из плана развоза задержанных на митингах. Приглашали зайти выпить, потому что к ним никого сегодня не привозят. 8 мая уже омоновцы крутили омоновцев, которые отказались задерживать протестующих. После этого весь иногородний омон из Москвы вывели. Поняли, что это уже неблагонадежные части, на которые нельзя опираться.

- На кого же тогда власть сейчас хочет опереться?
- Вертикаль власти разваливается буквально на глазах. Например, звонит мне один из бывших вице-губернаторов Новосибирской области. Спрашивает, идти ли ему работать в администрацию президента - боится будущей люстрации кадров. Я предложил ему все-таки принять предложение о работе, но по свистку он должен будет перейти на сторону восставшего народа. Околопутинские бизнесмены, члены кооператива «Озеро» уже пытаются продать оппозиции кое-какую информацию, чтобы после смены режима их не до конца раскулачили.

- И когда по-вашему стоит ждать перемен?
- Уверен, что в нынешнем виде система не просуществует до конца путинского срока.

Записал Валерий Баженов