Финский тренер Петри Матикайнен досрочно пакует вещи, покидая «Авангард». Он перепробовал различные методы, но так и не стал в команде своим. Вполне прогнозируемый финал. Хуже то, что глобально эта отставка мало что меняет.
В спорте частенько используют метафизические термины. Дух, карма, рок. Говоря об «Авангарде», абстрагироваться от подобных вещей почти невозможно. Что болельщики, что люди из клуба завели целую систему опознавательных кодов. «Наш человек», «не наш», «кровинушка», «шабашник». Тренерский мостик в такой ситуации превращается в некое святилище, где человек с планшеткой в руках готовит победный коктейль. Эти правила игры сходу уловил и принял Раймо Сумманен. Даром что ли у себя на родине он пробовался в одном из драматических театров не то актером, не то режиссером.
Именно поэтому о Сумманене, в которого временами вселялись демоны, и Ягру места в раздевалке было мало, сейчас так тоскуют омские болельщики.
Матикайнен изначально был обречен. Бывший полицейский в глазах публики всегда проиграет бывшему актеру. Тем более, когда актер за три месяца до этого отыграл с «Авангардом» самый загадочный финал в истории КХЛ.
Нелишне напомнить и о том, каким макаром Матикайнен появился в Омске. Он де-факто бросил свой бывший клуб – ХИФК, поддавшись на посулы спортивного директора «Авангарда» Константина Билана. В спорте такие фокусы рано или поздно дают «эффект бумеранга». И когда «ястребы» в плей-офф 2013 не могли часами забить челябинскому «Трактору» – это разве не отдавало чем-то мистическим?
Но это из вещей не очевидных. Теперь, собственно, про хоккей.
В Омск Матикайнен ехал в звании одного из наиболее прогрессирующих финских специалистов. А действительно хорошие тренеры из Суоми заработали репутацию усердных пахарей. Достаточно посмотреть, как играет сборная Финляндии. Это обязательно классный вратарь, добротно спаянная оборона. И очень приличная игра в неравных составах.
Матикайнен пробовал сработать по этим лекалам. И до какого-то момента получалось. Если кто забыл, в свой день рождения – 7 января 2013-го – тренер получил в подарок не только очередную победу, но и хоровую песню от своих игроков в раздевалке. Слезы умиления да и только.
Другое дело, что во второй половине сезона Петри зачем-то взялся заново изобретать велосипед. Пока одни готовились к плей-офф, он забросил работу со спецбригадами, и к весне мастер работы на добивании Томаш Заборски вдруг оказался отодвинут к синей линии. Пока в московском «Динамо» тренерский штаб и менеджеры создавали командную «химию», в Омске Матикайнен с помощниками добровольно ушел в изоляцию, и бывший главный менеджер Владимир Капуловский вместо объяснений получал злые тирады на финском.
В межсезонье Матикайнен подстригся, сменил в команде тренера по физподготовке. Толку-то? В июле-августе команда играла через пень-колоду. Было наивно полагать, что сентябрь каким-то образом изменит положение дел.
Ну и, конечно, нельзя забывать, что финн самолично заложил динамит в собственной раздевалке. При прочих равных выбрать на роль основного голкипера Темму Лассилу – это надо было постараться. Того самого Лассилу, который в нормальный хоккей играл два года назад, а в команды с большими амбициями не приглашался ни разу.
Вдобавок, пересмотрите видео с первой летней тренировки «Авангарда» на клубном сайте. Свисток – занятие заканчивается. Матикайнен и его помощник Паси Нурминен покидают игровой зал, российские тренеры Владимир Чебатуркин и Евгений Корноухов шагают на отдалении. Как там говорилось: наша сила – в нашем единстве? Ну-ну. А в этом конкретном эпизоде – это отношения людей, которых случайно вместе забросили в командировку.
Матикайнен и Нурминен свою вахту завершили досрочно. Беда нынешнего «Авангарда» – лимит таких командированных в команде, похоже, серьезно превышен. Глядя на площадку, вы легко назовете пять-семь фамилий. И это мы еще в клубный офис не заглядывали.
Тушить этот пожар чрезвычайно сложно. Потому что управленческая структура «Авангарда» весьма неповоротлива и к тому же хоккей воспринимает скорее по верхам, чем изнутри. О медалях и кубках сейчас говорить неуместно. «Авангард» реальным образом рискует потерять свое лицо. И это гораздо страшнее, чем поражения в Казани и Астане, которые и стали фатальными для Матикайнена.