Главная проблема современной российской науки - отсутствие великой цели. Причем, это проблема не только науки, а всего нашего общества в целом. Если раньше мы могли наблюдать стремление построить справедливое общество, великое государство, то сегодня, когда предлагается жить по принципу личного обогащения, не задумываясь, почему так плохо живут те же учителя, это негативно сказывается на всех сферах жизни. Если хотите, это духовный кризис. А если к нему еще добавить несистемное финансирование...
Государство само не знает чего оно хочет - то ли в дальний космос, то ли вытянуть производство продуктов питания, то ли еще что-то. Поэтому сводить проблемы науки к плохому управлению собственностью может только совершенно не понимающий происходящего человек. Решить проблемы науки через через «отнятие» ее движимого и недвижимого имущества невозможно. Поэтому благая цель - реформировать науку, сделать ее более наполненной исследовательскими идеями, - не решается тем законопроектом об академии наук, который мы видим.
Я уже не говорю о том, что слияние трех совершенно различных академий, на мой взгляд, очевидная глупость и подобно слиянию в единое целое кардиологии, инфекционного отделения и окулистов.
Доработка законопроекта, которая приведет к отлаживанию механизма существования и функционирования науки в нашей стране - очень серьезная тема, которая, я надеюсь, будет еще предметом размышления среди отечественных ученых, государственных деятелей, общества сразу после окончания сезона отпусков.
Торопливо говорить о таком глобальном реформировании - глупо и неэффективно. Но есть несколько параметров, которые кажутся мне наиболее существенными.
Первое - это то, что я не вижу ни эффективности, ни смысла в слиянии трех академий. Второе — единое и эффективное управление имуществом должны отрабатывать сообща и ученые, и политики, и государственные деятели. И, наконец, третье - руководить реформой должны люди, которым будет доверять общество и ученый мир. К министру образования, господину Ливанову, и всему высшему руководству, правительству Российской Федерации такого доверия нет в силу авантюрности и малопродуманности очень многих их дел.
Я убежден, что ситуация требует концептуального осмысления: депутатам Государственной Думы необходимо либо вернуться во второе чтение для принятия закона с новыми поправками или вообще отклонить закон в третьем чтении и осуществить иную, более продуманную реформу. Авторами более логичного и грамотного законопроекта, который бы не нарушал интересы научного мира и был бы более целесообразен, могли бы стать, прежде всего, люди думающие, а не меркантильные. Среди них обязательно должны быть уполномоченные представители академий. Сейчас решается судьба, быть может, последней системы великого государства, каким был Советский союз, а до этого - Российская империя.
Когда у человека отнимают его имущество, его делают или романтиком, или бомжом. Фигурально так будет и с наукой. Если руководить наукой будут чиновники из управления Росимущества, то Российская Федерация закончит свое существование катастрофой. Я говорю не о науке, я говорю о сегодняшнем государстве в целом.