Нелепый отказ городской администрации в разрешении проводить «русскую зиму» на Зеленом острове спровоцировал меня поделиться своими размышлениями по этому поводу. Мысли можно было бы оставить и при себе, но определенные тенденции в отношениях чиновников с обществом вызывают немалую тревогу. Возможно, диалог нам поможет что-то яснее видеть и найти верные действия.
Когда-то, в 80-х, я, будучи школьником, решил обратиться к изучению религий. Никто тогда из «духовных учителей» меня не просвещал, я читал тексты, и мне понравился Христос. Я ничего не мог понять в противоречиях евангелистов, но Христос мне понравился. Он был за справедливость, любовь, свободу, разумеется духовную. Я окрестился, надел крест на шею и не скрывал, что стал христианином. За это я огребал и справа, и слева. Самое доброе отношение я встретил в школе от завуча по воспитательной работе, тихо умолявшей меня застегивать рубашку на все пуговицы. И не сильно выступать «с вопросами» на уроках обществоведения. Признаюсь, что и родственники в своей гуманности к «христианину» недалеко ушли от школьных преподавателей. Потом все вдруг кончилось. Под вывеской свободы принялись воровать, а для не причастных к воровскому сходняку придумали «религиозное возрождение». Признаюсь, тогда-то меня и качнуло в сторону гадкую – я стал представителем газеты «Черная сотня», которую в Москве издавал Александр Штильмарк, сын известного советского писателя. Раскаиваюсь в этом. Длилось, правда, это недолго. Исцелил сам же Штильмарк, заявив, что он на месте президента, всех бы обязал ходить в храм. Эта фраза все и расставила на свои места: наше православие – это христианство без Христа. И на этом фоне группа людей играет в православных государственников.
К чему я все это вспомнил? Может к тому, что сегодня, когда я открыто заявляю о своей антиклерикальной позиции и предупреждаю об угрозе фашизации страны, я встречаю тех же людей, которые гнобили меня в 80-х за мое христианство, только теперь испускающих яд уже по поводу моей антирелигиозной позиции. Ничего не изменилось: тоталитаризм, как и раньше, опирается на массы, а массы покорны своему пастырю. Но только к Христу или Будде или еще кому из героев религиозных мифов и легенд это не имеет никакого отношения. Определенные группы людей используют невежество масс для достижения своих экономических и политических целей. И ситуацию с отменой праздника «Проводы русской зимы» стоит рассматривать только в этом ключе.
У православных есть такое любопытное учение как «Симфония властей», по которому церковное начальство и государственная власть – это сотрудники, и каждый отвечает за свое: государь – за порядок в делах мирских во имя бога, а церковь – за проповедь и препровождение душ в кущи райские. Именно это учение проливает свет на то, что ни один церковный деятель не возмутился «крепостным строем», попы лихо принимали присягу Наполеону, сотрудничали с нацистскими оккупантами, ну а про «симфонию» с советской властью и говорить нечего: совет да любовь. В этой игре народ всегда расценивался как быдло, которое нужно стричь и доить. Стоит ли говорить, что нравственный облик и образование у «симфонирующих» не сильно то отличалось от быдла. И вот вновь провозглашены «духовные скрепы», «государственный национализм» с опорой на православие. Замечу, что фантастика – это вообще-то любимый жанр на Руси. И вот в ответ на зарвавшихся православных фантастов в России начинает развиваться языческая фантастика. В этом отношении ситуация очень интересная. В 90-х в Европе началось движение Нью-эйдж как возврат к природе языческой поэтике. В общем, способ провести время с интересом. В России же все со средневековым остервенением. Средневековое сознание во всем видит знаки и тексты, во всем. Как-то одна омская православная усмотрела в снежинке на проездном билете звезду Давида, и написала гневное письмо в мэрию с требованием остановить еврейский заговор. А теперь вот и сам митрополит Владимир заговор в «Проводах русской зимы усмотрел».
Вы что-нибудь слышали об Инквизиции? Это игра в пейнтбол по сравнению с писаниями православного святого Иосифа Волоцкого: «Еретика не только пытать, но и мучительной смерти предавать должно». Без формальностей. В этом отношении родноверам еще повезло, могло быть хуже.
Интерес церковников понятен – не допустить конкуренции и размывания денежных средств (любая религиозная организация краеугольным камнем имеет пожертвования). Разговоры неграмотных попов о культуре, построенной на православии – это к фантастам. Но каков же интерес властей, запретивших проведение праздника? Омск – серый, грязный, скучный город, который не может похвастаться интересными проектами и современной культурной политикой. Праздник, устроенный не на муниципальные средства, мог стать ярким событием в жизни города. Не формализованные гуляния всегда как-то интереснее, чем «Люблю тебя мой город Омск – пуповинка России» или как там на сайте департамента культуры. Было бы что по телевизору показать, да и горожанам веселье. Но нет. Супер-поп попросил, власти вняли. Запретили. В нарушение всех законов.
Взывать к логике здесь не уместно. Понятно, что говеющих православно в Омске совсем немного. Можно, да и следует, наверное, подать в суд. Но важно понять алгоритм поведения людей государевых. В средневековом государстве закон – это царь, Потом его дружина – искоренитель крамолы (казаки да ОМОНы). Потом церковь – власть психологическая, обеспечивающая контроль за образом мыслей и действиями масс, обеспечивая безопасность правящего класса. Я прошу прощения, что вышел с регионального случая на большую орбиту. Но дело не в местных дураках-чиновниках, а в системе отношений, которые складываются в государстве. Все мы - кто хотел бы жить в демократической стране - для этой своры уже не угроза, а близкая жертва. «Проводы русской зимы» запретили, значит, скоро от холода будет сводить все общественные члены. А надо бы ее проводить. Надо!
Василий Мельниченко