С ней выражали желание сотрудничать крупные, в том числе и иностранные, магазины.
БК55 продолжает серию интервью с творческими омичами, превратившими хобби в дело своей жизни.
На этот раз корреспондент БК55 пообщался с Татьяной Таран, владельцем известного по всей России и даже за рубежом бренда одежды для коллекционных кукол Mr.Rabbit dolls.
— Татьяна, расскажите поподробнее о коллекционировании кукол в целом, как о явлении.
— Пишут, что коллекционирование кукол (плангонология) является вторым по популярности после нумизматики. Огромное количество людей в нашей стране собирают кукол. Но из-за того, что значительная часть населения не понимает это хобби, считая его чем-то странным, чаще всего коллекционерам приходится его скрывать. Формируются сообщества по увлечениям, по разным направлениям, потому что самих кукол огромное количество. Это и куклы Обицу 15 см, и куклы реборны — точные копии новорождённых малышей.
— Как думаете, почему для людей это так важно, почему люди этим увлекаются? Мне кажется в этом ведь очень много определенной эмоциональной составляющей.
— Безусловно. Кто-то исполняет детскую мечту, условно, купить куклу Барби, которую так и не купили в детстве.
Многие проявляют свою творческую жилку — наряжают, фотографируют кукол, сами для них мастерят предметы одежды и мебели.
Возможно, это заполнение внутренней пустоты, ведь бывает, что дарить свою любовь и заботу попросту некому, восполнение этой потребности через кукол и общение с единомышленниками.
Это очень эстетично — красиво одетые куклы могут быть прекрасным дополнением интерьера, своего рода произведение искусства.
И, как бы неоднозначно это не звучало — это хорошая инвестиция. Рынок кукол живёт по своим законам. Хорошие коллекционные куклы, как хорошее вино, с годами только дорожают.
— Мне кажется последнее время, лет пять хотя бы, с этим стало немного попроще? По крайней мере, я все чаще вижу разные и ролики, и статьи, и блоги на эту тему, и выставки, знаю, проходят.
— Да. С каждым годом можно встретить все больше информации об этом направлении коллекционирования. Я была удивлена, когда наткнулась в интернете на коллекцию участника Дом-2, Рустама Солнцева. Тоже человек коллекционирует кукол времён СССР. Практически каждые 3 месяца сейчас проходят большие выставки кукол по разным городам. Да и в общем, люди стали с бОльшим энтузиазмом показывать своё хобби. Однако, есть огромное количество коллекционеров, которые продолжают общаться «со своими» только в закрытых сообществах. По его странице вы никогда не догадаетесь, чем интересуется человек.
У кукольников даже есть свой сайт, объединяющий коллекционеров со всей страны (да и русскоговорящих со всего мира, в общем). Своя социальная сеть, где можно обсудить, продать, купить, показать своих кукол и рассмотреть чужих. В наше время это островок безопасности для кукольника — ведь по большому счёту сделки проходят на полном доверии, а цена куклы может достигать стоимости хорошей машины.
— А в чем заключается суть вашей работы в этой сфере?
— Каждой «кукло-маме» хочется, чтобы её малыши были нарядными. Вот в этом и есть моя работа. Подчеркнуть красоту и уникальность куклы. Сделать её более живой, чтобы она радовала своего коллекционера.
— Как давно вы этим занимаетесь?
— Я уже 6 лет одеваю кукол, за это время я сменила несколько направлений. Сначала были куклы пупсы 38-45 см. Очень реалистичные куклы младенцы и даже бывало, что получала заказы на одежду для недоношенных деток, потому что они такие же крошечные и на них ничего толком не купить, всё для них большое, а кукольная одежда оказывалась в размер.
Потом были ванильные пупсики 26 см, горячо любимые коллекционерами немки Gotz. Сейчас куклы Paola Reina. Именно с одеждой для этих кукол я вышла на маркетплейсы. На сегодня они самые популярные у коллекционеров.
На людей я сейчас вообще не шью. Это не так интересно. Единственное исключение, шью костюмы для танцевального коллектива, в котором занимается дочка. Делаю это для них каждый год. Очень люблю потом смотреть, как мои костюмы дополняют их замечательные танцы.
— С чего у вас все началось?
— Да как-то всё случайно получилось. Я ушла с работы и чтобы совсем не закиснуть дома, начала шить на людей. Шитьё всегда было моим хобби, но именно в тот период я его монетизировала. Это лет 7 назад было. В то время как раз было очень популярно направление Family look, когда вся семья носит, условно, одинаковые футболки. И кто-то из клиентов в шутку попросил одеть их кукол, мол, что они всегда голые сидят. Я подумала, чего нет-то, ведь от человеческой одежды всегда остаются обрезки. Вечер поколдовала над выкройками, сшила что-то около 10 разных комплектов на Baby Born, они как раз были дико популярными и были у всех девчонок. Сшила, как полагается, с обработкой всех швов, из качественной ткани. На утро выложила комплекты в продажу и у меня их забрали буквально в течение часа. Я подумала, как здорово, что теперь обрезки можно не выкидывать. Ну, а когда обрезки закончились, я на людей шить перестала, закупила в Польше первую партию шикарнейшего премиального трикотажа, купила первого своего испанского пупса, придумала название и начала шить исключительно на кукол.
— Кем вы до этого работали?
— Я работала специалистом в приюте для детей и параллельно подрабатывала логопедом. Но так сложилось, что по состоянию здоровья мне пришлось оставить обе работы.
— А шить где-то учились?
— У нас вообще в семье как-то это было нормой, что женщины умели рукодельничать — вязали кто спицами, кто крючком. Вышивали. У меня до сих пор хранятся кружевная скатерть и подзор на кровать, которые вязала бабушка в послевоенные годы. Дома храню швейную машинку 1911 года, на которой мой прадед шил дубленки всей деревне.
А в школе мне повезло с учительницей по технологии. Она была бывшим работников КБО (комбинат бытового обслуживания в моём селе) и когда я попросила в 7 классе сшить пижаму, она мне разрешила. Пока все девчонки в классе вязали, плели макраме, мы с ней строили выкройки и шили. Мама тоже поддержала мои стремления. Жили мы не в городе, и ткань купить было негде. Она привозила мне красивые отрезы из города. Так в 7-м классе я сшила пижаму, в 8-м юбку, в 9-м сарафан. Но почему-то высшее образование я пошла получать не в институт сервиса, а в Достоевский. В институте заниматься шитьём было некогда, да и оборудования не было. А уже потом, сидя в декрете, я попросила себе на день рождения швейную машинку. Чуть позже появился оверлок. Я начала шить на дочку. Домашнюю одежду для себя. Брюки подшить домашним — это святое. После декрета стали коллеги обшиваться — на моём счету 3 свадебных платья, шуба для британского кота, медицинская одежда в дочкину детсадовскую группу. А в каких она костюмах ходила на утренники! Я ей шила парный новогодний костюм с мальчиком — Красавица и чудовище, она — Бэлль, а мальчик из её группы был мохнатым чудищем с рогами. Я в точности воссоздавала костюмы и ей, и ему. Мне кажется, я до сих пор не видела ничего интереснее из карнавального.
В общем, у меня швейного образования нет. Но я очень много времени посвятила самообразованию, огромное количество информации проштудировано. Не считаю зазорным посмотреть какой-нибудь мастер-класс по обработке сложного технологического узла, потому что не всегда хватает своих знаний.
— На кукол шить легче или сложнее, чем на людей?
— На кукол легче шить в том плане, что вот моя кукла — у тебя такая же. И если подошло моей, значит, 100% подойдёт твоей. С людьми было сложнее, потому что я шила и в другие города, соответственно, человек снял мерку неправильно, а виноват в итоге ты, что рукав короткий.
На кукол более кропотливо шить — это безусловно. Детали мелкие и мелкая моторика должна быть развита. Плюс не все человеческие ткани подходят для кукол — мало построить хорошую выкройку на куклу, нужно найти подходящую по плотности ткань. Идеально посадить юбку на платье — счёт идет практически на миллиметры — чуть длиннее и всё, здравствуй бабушкин стиль. Нюансов много. Но мне нравится. И я настолько привыкла к маленькому, что шить даже для себя мучительно, кажется, что швы бесконечные и никогда не закончатся.
— А у вас есть какая-то особая, авторская, стилистика работ?
— Ну, наверное, стиль моей одежды можно охарактеризовать как casual — то, что можно встретить на прохожих каждый день. Но опять же, смотря для каких кукол и к какой возрастной категории их можно отнести.
Куклы Paola Reina — это девочки подростки. Они худые и длинные. Я очень люблю одевать их в оверсайз, можно визуально поиграть с пропорциями, потому что если шить по фигуре, то они, как сосиски. А если я шью для BJD куклы Qbaby, то я могу и оборок насыпать, и кружева. И шапочку какую-нибудь забавную добавить — гипертрофированно детский стиль. Им очень идёт.
— А какие-то тематические коллекции, к примеру, у вас бывают?
— Коллекциями я, к сожалению, не шью. У меня просто не доходят руки. В моей голове столько идей, что я максимально тороплюсь сшить всё, что мне хочется. Это просто отдельные самодостаточные комплекты. Но, есть определенный спектр цветов, с которыми я работаю. И есть оттенки, которые я никогда не использую в работе. По этой логике выходит, что все мои вещи можно миксовать между собой — они все будут сочетаться.
Очень часто мне пишут — я тоже себе хочу такой комплект. На что я отвечаю — что я тоже его хочу, но сшить некому. А вообще, у моих кукол много одежды, которая есть у меня. То есть буквально — я покупаю, например, отрез меха — шью шубу себе и такие же шубки куклам. Сейчас вот пижамки сшила куклам — и меховые тапочки к ним — заказала такие же тапочки себе и докупила ткань для себя на такую же пижаму.
— Вы где-то черпаете идеи?
— Иногда вижу ткань в магазине — и сразу понимаю, что из неё получится симпатичное платье или блузка. Иногда какие-то идеи подсматриваю у людей — спасибо Pinterest. Миксую то, что увидела. Чего я никогда категорически не делаю — это не беру идеи у других кукольных мастеров. Очень не люблю плагиат.
— Может, к примеру, есть какие-то работы модельеров, которыми вы вдохновляетесь?
— Модельеров — скорее нет. Модельеры — это про сложный крой, смелые решения. У меня иногда для таких задумок просто физически места не хватит. чем больше швов и мелких деталей, тем грубее становится одежда, потому что шью-то я из человеческих тканей, а они и так грубоваты.
Моя одежда — одежда на каждый день. Яскорее за сочетание текстур и цветов, очень чувствительна к оттенкам, никогда в один комплект не добавлю оттенки теплого и холодного спектра. Люблю сложные цвета для которых даже названия толком не придумали. А линии, наоборот, люблю четкие, формы понятные.
Одеть куклу тоже можно по-разному, соответственно, и эмоцию она будет вызывать разную.
— А сами заказчики какие-то особые пожелания выражают или обычно все остается на ваше авторское усмотрение?
— Я уже года два как точно не работаю на заказ. В одно время очередь ко мне на пошив растягивалась на 2 месяца. Постоянные переписки: сначала обсудить, потом показать ткань, с чем её сочетать — и так каждому. Эти организационные моменты отнимают очень много времени.
В итоге все сводилось к «а можно нам такое же, только с перламутровыми пуговицами». Это проблема всех мастеров, со временем все уходят в свободное плавание.
Сейчас я шью то, что сама хочу. Формат обычного магазина — увидел, понравилось/не понравилось, купил или прошел мимо. Всё просто. Судя по тому, что разлетаются мои вещи, как горячие пирожки, я иду в верном направлении. Продажи стали тихими, доход увеличился в несколько раз. Потому что теперь я шью, а не веду километровые переписки.
— А у вас лично есть какие-то ваши самые любимые работы?
— Есть. У меня достаточно большая коллекция кукол и почти всех я их покупала в рабочих целях.
А в прошлом году я случайно увидела маленькую куколку, которая запала мне в самое сердечко. Получается, что спустя только 5 лет работы я нашла себе ту самую куклу. И мои самые любимые работы — это работы для неё. И среди всего многообразия того, что я шила, моим любимым комплектом является простецкая полосатая пижама для неё (с расстегивающимся карманом на попе), смешная зверошапка и резиновые сапоги-лягушки. Но эти вещи я шью только для себя, их нельзя купить.
— А среди тех, что на продажу?
— Мне нравятся все комплекты. Я подхожу к созданию одежды очень основательно, ведь я не просто шью и продаю. Своей одеждой я делаю людей капельку счастливее. Ведь, согласитесь, фактически куклам не нужны ни шапки, ни пальто, ни туфли из натуральной кожи, они и в платье за 100₽ и босиком будут чувствовать себя прекрасно. Красивая и качественная одежда нужна их хозяевам. Это дорогое и очень красивое хобби. И я стараюсь всегда делать больше, чем этого ждут от меня люди. Чтобы своими работами пробуждать в них только самые позитивные эмоции. Поэтому абсолютно каждый комплект продуман до мелочей и сшит от души. Люди это видя, и возвращаются снова и снова.
— Вы упомянули, что у вас большая коллекция кукол, а насколько, какие?
— У меня куклы современного производства. В основном испанские, практически всех известных кукольных домов по 1-2 шт.:
- Antonio Juan (21, 26, 38, 40, 42 и 50 см)
- Nines D’Onil пупсы Pepotin (26 см) и куклы Mia (30 см)
- Лимитная куколка Asi (45 см)
- Llorens (42 см)
- Paola Reina (32 см)
- Немки Gotz (50 и 36 см)
- Guca 38 см
- Bjd куклы Qbaby и HMinordoll
Если меня читают мамочки, по списку можно пройтись, любая из этих кукол станет прекрасным подарком для девочки. Еще и внучкам останется.
— Ваша коллекция это ведь еще и, своего рода, фундамент работы?
— Мои куклы — это мои манекены. В разное время я покупала кукол разных марок, одежда на которых была востребована. Кто-то продавался, взамен покупались новые. Есть куклы, одежда на которых я уже давно не шью, но и кукол не трогаю, очень они мне нравятся, особо редкие экземпляры приезжали в гости — обшиться и уехать домой с новым гардеробом. Кто-то приезжал на реставрацию. Мне кажется, в сфере кукол мной сделано столько, что даже всего и не вспомнить.
— А помимо непосредственно одежды, у вас есть какие-то еще ответвления, проекты?
— Какое-то время я близко работала с мастером кукольной мебели, помимо одежды шила постельное бельё в кукольные кроватки — бортики зверята, балдахины. Шила переноски — рюкзаки для кукол, кровати-люльки. Было очень круто.
Сейчас из всего многообразия осталась только обувь и одежда для кукол Paola Reina. К сожалению, остальные направления пришлось поставить на паузу, потому что после выхода на МП продажи так резко взлетели, что времени едва хватает на обслуживание одной марки.
— Насколько я знаю, у вас сейчас есть личный бренд, который распространяется по всей России на маркетплейсах?
— Да, верно. Сейчас моя одежда, как это модно говорить, эксклюзивно представлена только в фирменных магазинах Mr.Rabbit dolls на маркетплейсе. Хотя до недавнего времени я активно сотрудничала с кукольными магазинами по всей стране.
— А как вообще вы пришли к созданию собственного бренда?
— С самого начала я позиционировала свою одежду не как одежду от конкретного человека, а как бренд. Многие мастера в своих блогах параллельно работе много рассказывают о себе. Мне такой подход не очень близок. Жизнь у меня самая обычная. Высасывать инфоповоды из пальца мне не хотелось. Поэтому я сразу разграничила рабочую сферу и личное пространство. Для всех, с кем я соприкасаюсь в кукольном мире, я — Mr.Rabbit.
— Как проходило развитие бренда? Много потребовалось времени, сил?
— Не могу сказать, что было тяжело добиться признания среди коллекционеров. Я с самого начала сделала ставку на качество и не прогадала. Заказывала польские ткани. Кто знаком хоть немного с этой сферой знает, что лучше польского трикотажа и хлопка пока ничего нет. Ткани были дорогие, условно, если турецкий трикотаж стоил 400-500р за метр — я отдавала 800-900 плюс логистика из другой страны, плата посреднику. Но, эти вложения окупались с лихвой. А люди, получая одежду, восхищались качеством. Если уж быть совсем честной, я даже дочке не шила из этого трикотажа, потому что в пересчёте на человеческую одежду, вещи становились очень дорогими. Плюс я старалась отшивать модели в европейской стилистике — а-ля Next. В общем, в совокупности ткань, принт, модель — это все зашло людям и меня стали постить в кукольных группах, и вот так на органике получилось раскачать мою мастерскую. Буквально за год без рекламы от пустого аккаунта в инстаграме* я дошла до очереди в 2 месяца, у меня появились оптовые клиенты и постоянные покупатели. Многие со мной до сих пор с самого основания.
— Я знаю, что вам предлагали сотрудничество престижные мировые бренды.
— Да, было предложение от испанского магазина детских товаров Dolls And Dolls (по масштабам это что-то вроде нашего Детского мира). Я сначала даже не поверила, что меня заметил такой большой магазин в Испании. Нашла их официальную страницу на Facebook*, аккуратно поинтересовалась, есть ли у них страница в инстаграме* и они мне прислали тот самый адрес, с которого пришло сообщение. От сотрудничества я, конечно, отказалась. Уж слишком заоблачно это мне тогда показалось, но уверенности в себе стало больше, однозначно.
— А почему отказались? Выдвигались какие–то особые требования?
— Да, мне показалось очень сложным оформить всю необходимую документацию — сертификаты соответствия для Европейского Союза и т. д. Даже сейчас это бы вызвало у меня небольшое затруднение, а тогда это казалось мне непреодолимым препятствием.
Но, на западный рынок я все равно успела сбегать. Года два я торговала на международной площадке хэндмейд Etsy — моя одежда успела поселиться и в Америке, и в Италии, во Франции, Германии. Много где наследила. Пока не отключили PayPal.
— Отсутствие доступа к европейскому рынку сильно осложнило работу?
— Не знаю, каким внутренним чутьём я тогда не стала полностью переключаться на европейский рынок, и продолжала вести соцсети для своих, потому что для многих ремесленников потеря европейского рынка стала большим ударом. Когда в 22 году инстаграм* признали экстремистской организацией, стало понятно, что старые рынки сбыта работать перестали окончательно. Именно тогда мне в голову пришла мысль — а почему бы не уйти на маркетплейсы? Так и получилось, что от маленькой мастерской в инстаграме* я выросла в полноценный магазин.
— А наши отечественные бренды, магазины, производства не предлагают сотрудничество? Или у нас пока это не так развито?
— Поступало предложение от Детского мира. Они, вроде как, тоже организовали свой маркетплейс детских товаров. Но мне сейчас такой формат не очень интересен. Надо ужиматься в расходах на производство, чтобы цена была в рынке. А я люблю в работе использовать лучшие материалы, поэтому и цена изначально у меня высокая.
Плюс там другой контингент покупателей. В магазине детских товаров не поймут, почему кукольный костюм стоит несколько тысяч. А работать по-другому я не хочу. Я художник и как вижу, так и делаю. Как для себя. Я на 100% уверенна в своих вещах, ручаюсь за каждую строчку.
— А сейчас у вас есть какие-то планы, идеи, мечты?
— Больная тема, потому что из-за нехватки времени моим мечтам, кажется, не суждено сбыться.
Я хочу создавать кукол. Лепить маленьких карапузов OB11. Невероятно увлекательный процесс — когда из куска глины появляется живой человечек. Я даже купила всё, думала, если материалы будут мозолить глаза, то я быстрее начну лепить. Но — нет. Основанное направление забирает всё время.
* — запрещены в РФ; принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.