Однако, так как в российском законодательстве нет четкого определения секты, сектантским лидерам крайне редко предъявляются какие-либо обвинения — даже в тех случаях, когда их учения отчетливо наносят вред приверженцам. Поэтому, когда в пятницу 18 октября российская полиция объявила об аресте предполагаемой главы секты, это стало сенсацией в местной прессе. Единственная проблема заключалась в том, что эта «секта» оказалась всего лишь перинатальным центром и его руководительница — Жанна Цареградская — никогда не претендовала на обладание некими тайными силами. Она просто вела семинары по грудному вскармливанию и естественным родам.
Согласно заявлению, сделанному в пятницу подразделением российской полиции, которое занимается борьбой с экстремизмом, центр «Рожана», основанный в 1989 году и помогавший возвращать в Россию практику домашних родов, был на самом деле «сектой со строгой иерархической структурой». Идя вразрез с обычными практиками советской и российской медицины, этот центр поощряет матерей кормить новорожденных грудью. По данным сайта центра и по словам бывших клиентов, он также организует для акушерок и будущих матерей курсы подготовки к домашним родам.
На Западе такие курсы начали возникать примерно сто лет назад и сейчас считаются в мире обычным делом. В России их создателям предъявляют тяжкие обвинения. В своем заявлении следователи сообщают, что Цареградскую обвиняют в «создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан», и в «возбуждении ненависти и вражды». Если она будет признана виновной, ей грозит до семи лет лишения свободы.
Заявление также подчеркивает, что Цареградская убеждала матерей отходить от традиционных «принципов». «Последовательниц» центра, которых было примерно 14, якобы призывали «к отрицанию семьи как института общества, негативному отношению к супругам (мужчинам), отказу от медицинской помощи, образования, работы, прохождения военной и альтернативной гражданской службы». Фактически речь идет об отказе повиноваться социальным нормам. Полицейские также утверждают, что для поддержания контроля над последователями центр «применял физическое и психическое насилие».
Цареградская, отпущенная на свободу до суда, не ответила на просьбы дать комментарий. Однако одна из координаторов центра, с которой TIME удалось связаться в понедельник, отрицает, что в обучающих курсах использовались насилие и «промывание мозгов». «Мы бесплатно консультируем по телефону матерей, у которых появляются проблемы с грудным вскармливанием или которые просто хотят больше о нем знать», — заявила координатор, представившаяся как Анна и отказавшаяся назвать свою фамилию, так как ей не поручали общаться с прессой. По ее словам, горячая линия продолжает функционировать в обычном режиме и полиция не пыталась ее закрыть: «Мы не знаем, почему, на нашего директора так набросились».
Проблемы с законом у центра «Рожана» начались в 2010 году, когда примерно десяток недовольных клиентов явился в поселение «Рожаны», находившееся недалеко от Москвы в Калужской области, чтобы вернуть вещи, которые они, как утверждалось, оставили там после семинара. Согласно заявлениям полиции и статьям в местных СМИ, Цареградская обвинила пришедших к ней в том, что они не оплатили ее услуги, и отказалась пускать их внутрь. Когда они стали настаивать, ее муж начал стрелять в них из «травматического пистолета» — популярного в России вида пневматического оружия. В итоге пострадали мужья двух бывших клиенток центра. После этого полиция закрыла калужский филиал «Рожаны», а муж Цареградской в прошлом году был приговорен к пяти годам лишения свободы за нанесение телесных повреждений.
Защищавшая жертв инцидента со стрельбой адвокат Алина Покровская обсудила новое дело в пятницу в эфире российского телевидения. Даже она опровергает утверждения следователей о том, что в отношении клиентов центра применялось насилие или принуждение. «У женщин есть потребность в организации естественного материнства, потому что это, действительно, в нашей стране было утрачено», — заявила Покровская кабельному телеканалу. «К сожалению, [даже] бабушки у нас несколько утратили эти знания, — добавила она. — И врачи эту нишу не восполняют».
Это отчасти объясняет популярность «Рожаны». В Советском Союзе государство не позволяло частным клиникам и повитухам принимать роды. Деторождение входило в сферу ответственности государственных клиник, которые подталкивали матерей вскармливать младенцев не грудным молоком, а смесями для детского питания. Когда в начале 1990-х годов советская власть рухнула, в страну с Запада хлынуло множество идей из области холистической медицины, диет и заботы о здоровье. Среди них были и идеи естественного родительства. Центр «Рожана» был одной из первых организаций в России, работавших в этом направлении. Цареградская часто появлялась в телевизионных передачах и объясняла преимущества грудного вскармливания и естественных родов.
По словам некоторых из бывших клиентов, Цареградская использовала свою известность, чтобы взимать с тех, кто к ней обращался, заоблачную плату. Сама глава «Рожаны» неоднократно отрицала эти обвинения. Однако какими бы ни были ее деловые практики, они вряд ли объясняют, почему полиция приписывает ей организацию секты. На выходных в государственных российских СМИ выходили сюжеты, в которых «Рожану» обвиняли в том, что она «промывала мозги» матерям и принуждала их присоединяться к «секте грудного вскармливания». Анне, координатору московского центра, все это кажется полным абсурдом. «Мы не можем понять, почему началась эта охота на ведьм, — заявила она. — Возможно, все дело в страхе перед неизвестным».
Саймон Шустер