Если возводить новый авиаузел, то лет через 25-30 за поселком Иртышским, считает он.
Бывший директор аэропорта «Омск-Центральный» Сергей Круглов опять выступил против строительства нового аэропорта «Омск-Федоровка» и закрытия после ввода его в эксплутацию действующего авиаузла в черте города.
Круглов критически отзывался об этой идее еще в нулевые годы, когда сам руководил аэропортом, а проектом выноса занимались тогдашние власти региона. Теперь он повторяет старые и приводит более свежие аргументы.
Аэропорт в городской черте, каким является «Омск-Центральный», по его мнению, это не плохо, удобно и т. д. В мире таких авиузлов немало, и они коммерчески выгодны, так как пассажирам не надо ехать далеко за город. Да, в таком случае борт летит над городом, но это может быть и тогда, когда аэродром далеко от города: например, самолет при посадке летит 2 минуты над Омском, а при рейсах в Толмачево, который находится в 40 км. от столицы Сибири, — от 7 до 11 минут над Новосибирском. Экологический след — с учетом количества рейсов практически нулевой по сравнению с выбросами промышленности и транспорта, рассказал Круглов в статье в «КВ».
Он утверждает, что ни один из инвесторов, который интересовался «Федоровкой», не вошел в проект после того, как была просчитана финансовая модель и окупаемость. Зато новый аэропорт выгоден владельцам земельных участков вокруг «Центрального», застройщикам и таксистам. Потенциальный инвестор не понимал, каково состояние этого 40-летнего долгостроя, не имел анализа, как будет работать этот новый авиаузел в современных условиях, если его все же достроить, не имел полной экономики будущего аэропорта. А когда сам для себя все это считал, то тихо уходил из проекта.
Для потребителей услуг аэропорта за городом, по его убеждению, тоже будет неудообно. Пассажирам добираться до самолета 20 минут или 1,5 часа.
Вспомнил он, как и в нулевые годы, про коллектив. Каждый день ездить на работу в действующий аэропорт в Старом Кировске, а то и вообще приходить на работу пешком, проживая в Авиагородке, получая зарплату 30-40 тысяч рублей, — это одно, а если добираться каждый день на работу за 30 километров на личном автомобиле, то дополнительные расходы работника только на бензин составят половину его месячной зарплаты. Работать в «Омск-Федоровке» может быть просто некому, считает топ-менеджер.
Строительство аэропорта будет заложено в тарифы на обслуживание в аэропорту для авиакомпаний, и соответственно — в конечную цену билета, что приводит в итоге к деградации авиасообщения.
Он привел ситуацию с новым аэропортом в Кемерово, который получился красивым, но очень дорогим. И Круглов пишет, что высокие цены на наземное обслуживание приводят к повышению цен на билеты, повышение цен на билеты снижает спрос со стороны пассажиров, снижение спроса уменьшает количество рейсов. И рейсов может быть меньше, а билеты на них дороже.
По его словам, «Омск-Центральный» имеет хороший резерв по нагрузке, в 1991 году через него прошло 3,5 млн пассажиров, в прошлом году — 1,6 млн. Для дальнейшего увеличения пассажиропотока достаточно гораздо меньших по сравнению со строительством «Омск-Федоровки» затрат на реконструкцию.
Что же в будущем? Лет «через 25-30, если такая необходимость вдруг появится, спроектировать и построить еще один аэропорт, но не в Федоровке, там просто реальное болото, которое только осушать нужно годами и миллиардными вложениями, а за поселком Иртышским, например, восточнее километров десять. Заранее зарезервировать земли, не допуская их скупки, чтобы не возникали аналогичные проблемы, и будет в Омске два прекрасных аэропорта, каждый со своими функциями».