В сочетании с картой рельефа городской местности это поможет решить проблему подтоплений, — уверен глава комитета по экономическим вопросам.
На состоявшемся на текущей неделе заседании комитета по вопросам ЖКХ Омского горсовета рассматривались два интересных вопроса — вывоз снега с территории города и система водоотведения.
Глава комитета по вопросам экономического развития Алексей Провозин внес как раз второй вопрос, касающийся прежде всего ливневой канализации Омска. Причем, с дальним прицелом: у него есть несколько идей. Логичных и, по предварительным подсчетам главы профильного комитета, экономичных.
— Алексей Николаевич, весь город, наверное, знает, насколько остра тема подтоплений.
— На сегодня на территории Омска, по разным оценкам, около 350 км ливневой канализации. Точно сказать сложно, потому что давно не проводилась инвентаризация.
И на комитете по вопросам ЖКХ депутаты запросили у горадминистрации информацию: когда они планируют проводить эту инвентаризацию? А также, какой объем бюджетных ассигнований им на эту задачу нужно.
Когда получим ответы на эти вопросы, тогда продолжим разговор.
— Почему это так важно сделать?
— Пока мы не знаем достоверно, пока не поставим на баланс все участки ливневой канализации, дело плохо. Проблема затопления улиц решена не будет. Поэтому нужна инвентаризация, и нужно выделить средства на ее проведение.
Но возник и второй вопрос: сколько построено за последние годы новых объектов ливневой канализации?
Администрация города, к сожалению, не смогла дать точного ответа на этот вопрос.
Но мы подождем его в письменном виде, нам его пришлют в комитет.
— Но ведь они строятся…
— Совершенно очевидным становится для всех один факт. Строительство новых объектов ливневой канализации у нас если и происходит, то только вместе со строительством новых участков автодорог. Не прокладывают участок дороги — не ждите и новой «ливневки».
На мой личный взгляд, такая жесткая привязка — это совершенно неправильно. Канализации надо строить и без строительства автомагистралей. Как раз там, где нужно водоотведение.
— Много проблем даже в сравнительно новых кварталах.
— А почему? Потому что застройщик, когда сдает объект, он, по нормативам, должен учитывать водоотведение. По нормативам, он производит «врезку». То есть врезает в ближайшую ливневую канализацию, которую ему определили, когда согласовывали проект. И на это обязательства застройщика считаются исполненными.
А то, что это этот участок «ливневки» может быть уже полностью заиленным за много лет, это выясняется уже потом. Такая ситуация сплошь и рядом. Застройщик вроде как и выполнил свои обязательства, а весь микрорайон стоит в воде.
Так вот решением такой проблемы как раз служило бы строительство сетей водоотведения надземного типа. Потому что элементарный водоотводный лоток может спасти целый микрорайон от паводка. И увести воду по естественному пути туда, куда она в конечно итоге и сливается — в русло реки, водохранилище и так далее.
Третий аспект. Уже в 2024 году у нас впервые заложено 20 млн рублей на строительство систем водоотведения в частном секторе. Такого никогда не было. Этого добивался депутатский корпус — и настоял на своем. И мы согласовали этот вопрос с горадминистрацией.
— Ну, это же очень хорошо!
— Да, но вытекает следующий вопрос: если мы строим на территории частного сектора водоотведение в виде открытых канализационных систем — именно водоотводных лотков — то почему мы не применяем эту технологию по всей территории города? Ведь строить над землей в разы дешевле, чем под землей!
— Не поспоришь…
— Вот именно таким образом и сформулирован вопрос комитета по вопросам ЖКХ к горадминистрации. Мы ждем от них информации, хотим знать их позицию по этому поводу. А потом продолжим разговор дальше.
Сам же я лично могу поделиться своим субъективным отношением к этому вопросу. Я убежден, что это делать необходимо.
Наш город — равнинный по рельефу. Вопрос водоотведения стоит очень остро. И уповать на то, что когда-нибудь где-нибудь прольется «золотой дождь», и мы построим в городе подземные ливневые канализации… Мы, конечно, можем мечтать. Но едва ли это случится в ближайшее время.
Поэтому надо делать акцент на наземных типах ливневой канализации. Это водоотводные лотки, рвы, каналы, желоба — у этих инженерных конструкций много названий. Но принцип один: они прокладываются на поверхности земли.
И следующий вывод. Я задал вопрос: есть ли в распоряжении горадминистрации физическая карта города с вертикальной планировкой? Знаем ли мы досконально рельеф нашего родного города?
Устно ответа от мэрии мы не получили. Но нам ответят письменно. Тоже очень ждем эту информацию в комитет по вопросам ЖКХ.
Потому что если у нас такая карта есть, тогда возникнет много вопросов: а почему не учитывается рельеф местности при строительстве новых жилых, социальных объектов? Объектов благоустройства?
— Не приходилось слышать о существовании такой карты.
— А если ее нет, то почему? Надо как можно быстрее ее создавать. Потому что даже в городе, расположенном в пересеченной местности, в горах, и то неплохо было бы иметь физическую карту города. Но уж тем более в равнинном городе.
— Эти знания можно использовать на практике?
— Конечно! На мой взгляд, по-настоящему хозяйское решение должно быть следующим: мы, с одной стороны, должны досконально знать рельеф нашего города. И с учетом естественных перепадов высот, возвышенностей, впадин, низменностей мы должны сделать схему водоотведения по городу Омску в тех местах, где вода сама по себе течет в силу законов физики. Нам нужно лишь помочь ей течь в правильном для города направлении. И для этого строить системы водоотведения и ливневой канализации не подземные, а надземные.
Мы озадачили этим спектром вопросов горадминистрацию И сейчас находимся в хорошем рабочем диалоге. Потому что ситуация с водоотведением в Омске не самая лучшая. Но город наш родной, и поэтому надо работать.