Возможна ли комфортная городская среда в Омске? На этот вопрос пытается найти ответ омич Владимир Корб.
Возможна — если заниматься этой проблемой не только в виде ремонтов тротуаров и придомовых территорий, но и в создании парковых зон, в которых любой житель может гулять, заниматься спортом, играть с детьми на свежем воздухе среди зелёных насаждений на специально оборудованных площадках.
Речь идёт о Центральном округе Омска, точнее о наиболее обделённой парками северной части округа. Если в центральной части есть набережная Тухачевского и «Зелёный остров» (у которого в хорошую погоду и в выходные невозможно припарковаться), то в районе северных — Амурских и тем более Амурского-2 ничего нет.
В более выигрышном положении оказались жители новых микрорайонов построенных на месте Сибзавода и Судоремонтного завода, у них парковая зона в шаговой доступности. Но, с другой стороны, столько сданного жилья без детских садов и школ вызвало огромные очереди в близлежащих учебных заведениях, для чего жителям приходится не только выезжать на работу, но и развозить детей по учебным заведениям, создавая пробку на Красном пути в течении всего дня…
Вот так огромный жилой массив оказался в «каменном» мешке с отдушиной в виде парка — зелёный оазис в центре города с выходом к реке, который может исчезнуть, так как некоторые «светлые» головы мечтают проложить автомобильную дорогу через «Зелёный остров» от Речного вокзала в «Нефтяники».
Но еще в более худшем положении оказались жители микрорайонов «Первокирпичный» и «Амурский — 2», у которых помимо отсутствия нормальной инфраструктуры существует еще и транспортная проблема. Здесь все транспортные потоки заканчиваются узким горлышком — 21-й Амурской, которая в час пик превращается в большую пробку.
Эти микрорайоны также продолжают застраивать жильём без строительства транспортных развязок с отведением транспортных потоков в «Нефтяники» и в сторону Октябрьского округа к окружной дороге со строительством моста через р. Омь.
Здесь и напрашивается создание парковой зоны вместо пустыря между улицами 21-я Амурская и Завертяева, который активно застраивается жильём, загоняя всё большее количество жителей в «каменный мешок» без инфраструктуры, образуя так называемые «Гетто» — от таких застроек в Европе и США отказались в восьмидесятых годах прошлого века (основная масса которых уже снесена).
Почему это нужно делать сейчас? Да, потому что из пустыря сделать парк можно, а из застроенной городской территории невозможно по экономическим и территориальным причинам.
На данной территории может поместиться 5-ти километровая кольцевая беговая и велодорожка, удобная для бегунов, роллеров и мамам с колясками с разветвлением на круги меньшей дистанции, которую зимой можно использовать в качестве лыжной трассы… Для примера можно взять трассу в «Альпийской деревне», находящейся в Горьковском районе, где на равнинном ландшафте соорудили несколько возвышенностей и теперь проводят соревнования федерального уровня, с возможной организацией лыжной ДЮСШ в рядом построенной школе.
До сих пор в Омске нет лыже-роллерной трассы и зимней лыжни с освещением. Между дорожками возможно размещение различных спортивных площадок, теннисных кортов и сооружений для популярных у молодёжи скейтбордов и сноубордов, гимнастических городков с тёплыми раздевалками для любителей паркура и т. д.
Есть множество других вариантов множество для вовлечения молодёжи к активному образу жизни.
Основания для дорожек и площадок возможно соорудить из золы с наших ТЭЦ (технология разработана и уже применялась на дорогах в Омской области), а покрытие из резиновой крошки, которую нужно производить в г. Омске из использованных автопокрышек. Это, с одной стороны, уменьшит объёмы наших свалок, а с другой — даст импульс направлению глубокой переработке ТБО, которая пока отсутствует в нашем регионе.
Сразу же может возникнуть вопрос: а как же быть с квадратными метрами жилья, которое можно там построить невзирая на неудобство для будущих жителей? Ответ можно найти не на окраинах Омска, а в его историческом центре, в частном секторе, который все эти годы застраивается точечно и не по Генплану. И где, как бородавки на теле города, возвышаются высотки среди полуразвалившихся лачуг, ожидающих полвека своего сноса.
Согласитесь, вряд ли такие картины повлияют положительно на решение Омича остаться в городе, а не уехать в другой регион.
Владельцам земельных участков застраиваемого «Амурского-2» можно передать под высотную застройку аналогичные площади в частном секторе от 36 Северной в сторону центра с помощью федеральной программы о рекультивации ветхого жилого фонда (как это делают в Тюмени), а так же оказать содействие строителям законодательно (особенно с владельцами участков оценивающих своё имущество в несколько раз превышающее рыночную стоимость), и материально, путём привлечения федеральных средств, особенно на социальные объекты и на заказ первых домов для расселения жильцов проживающих в частном секторе.
В таком случае процесс застройки частного сектора (уродующего Омск во всех районах города) современными кварталами можно сдвинуть с мёртвой точки.
Очень показательно выглядит застройка новыми кварталами микрорайона по улице Светловская, заселенный автомобиле-зависимыми жильцами, вынужденными, как минимум, два раза в день стоять в пробках по соседству с частным сектором. Так же своеобразно выглядит и застройка Тепличного Комбината, где двигаясь в центр города по ул. Д. Бедного житель нового микрорайона опять-таки видит кварталы частного сектора… При этом стоимость бананов, привезённых через океан, в наших магазинах в 2-3 раза ниже, чем у огурцов, которых теперь Омск не производит.
Что нужнее городу вопрос открытый?
Поднятые выше вопросы можно решить с помощью омских строительных компаний, что позволит вернуть квалифицированных строителей — вахтовиков (работающих в других регионах и часто остающихся там на ПМЖ) домой к семьям и, что немаловажно, повысить качество возводимого жилья, в отличие от диких бригад, завозимых к нам из-за экономии бюджета застройщиками.
Хочется верить, что создание новой парковой зоны повлияет на желание следующего Омича, собирающего чемоданы, дабы «свалить» из этого болота (так называют Омск не патриоты города) в другой регион — остаться, увидев перемены к лучшему.
Об авторе:
Корб Владимир Андреевич, родился в 1970 году в Горьковском районе Омской области, где жил до 1987 года. С 1987 года переехал в Омск.
С 2008 года по настоящее время коммерческий директор в омской строительной фирме по производству и монтажу светопрозрачных конструкций.
Летом 2023 года на личном приёме у Губернатора Хоценко В.П. инициировал строительство гребного канала для гребли на байдарках и каноэ в акватории бывшего Судоремонтного завода.
Губернатор пообещал, что гребной канал в Омске будет.
Ведет активный образ жизни: летом занимается греблей на лодках каноэ «Дракон», зимой беговыми лыжами, что стало одним из поводов для идеи создания спортивного парка с лыжнёй и лыже-роллерной трассой.