Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на ГИБДД РФ, в сентябре 2013 года было возбуждено 5,2 млн. административных дел в отношении водителей, нарушивших ПДД. Для сравнения: в сентябре 2012 года было заведено 6,5 млн. дел. Таким образом, количество выявленных нарушений ПДД снизилось на 19,9%. В Госавтоинспекции подтвердили, что таким образом проявился эффект от новой редакции КоАП РФ, которая вступила в силу 1 сентября 2013 года. Напомним, что в новом кодексе санкции ужесточены по 46 составам нарушений, а минимальный штраф увеличился с 100 до 500 руб.
Число нарушений уменьшилось практически по всем статьям КоАП. К примеру, водить автомобиль в пьяном виде граждане стали реже на 25%, отказываться от медицинского освидетельствования - на 17,6%. На 29,5% реже стали ездить с просроченными транзитными номерами, на 28% - управлять автомобилем без документов, на 39% - выезжать на железнодорожный переезд при красном сигнале светофора. За езду с непристегнутым ремнем безопасности было оштрафовано на 10,6% меньше водителей, за отказ уступить дорогу пешеходу - на 33%.
Отметим, что с августа в РФ действует порог содержания алкоголя - 0,16 мг на литр выдоха, благодаря которому часть водителей перестали де-юре быть нарушителями. По данным ГИБДД, это дало сразу снижение числа «пьяных» протоколов, но не более, чем на 15%. Цифра очень интересная – получается, что при «нулевом промилле» у нас до 15% водителей лишали прав фактически ни за что.
Вместе с тем, как отмечают автоинспекторы, по нескольким статьям КоАП количество нарушений выросло. Например, за выезд на выделенную полосу выявлено в два раза больше нарушений. В ГИБДД говорят, что это связано с ростом числа камер, которые фиксируют это нарушение в крупных городах.
Между тем, как отмечает «Коммерсантъ», на ситуацию с аварийностью новые штрафы повлияли не так кардинально. Согласно опубликованным данным, за девять месяцев 2013 года в России произошло 146 тысяч ДТП (минус 2,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года), в которых погибло 18,9 тыс. человек (минус 7%). Количество «пьяных» аварий - 9,8 тыс. (минус 3,6%). Отметим, что за последний год наблюдается довольно устойчивый тренд по сокращению аварийности и числу жертв: в сентябре динамика снижения ускорилась максимум на 5-10%.
Опрошенные БК55 эксперты подвергли сомнению статистику ГИБДД. По их данным, выросшие штрафы только открыли благодатное поле для коррупции среди сотрудников ДПС. Ведь у водителей появился выбор – платить большой штраф по протоколу или же за меньшую сумму договориться с инспектором «на месте». Ведь даже эта меньшая сумма будет в разы больше прошлых штрафов, а, значит, и прошлых взяток.
Игорь Федоров