Арктическая тема на омской выставке возникла, естественно, как отголосок путинского форума в Салехарде. Хотя у нас этому не предшествовали никакие акции «зеленых», и даже ни одного фотографа не арестовали. Впрочем, фотокору «БК» Ирине Губаревой это бы не повредило. Человек, в конце концов, два месяца трудится без выходных и заслужил уже изменения меры пресечения с каторги на СИЗО. Самым впечатляющим айсбергом на этом шельфе был, конечно, спикер Заксобрания Владимир Варнавский. Через его руки прошло такое число выставок и российских, и зарубежных, что мороз по коже. – У нас хороших идей тоже хватает, – рассуждал он. – Но путь до их реализации такой длинный... (все ж-таки матушка-Россия славится своими расстояниями – авт.). Я еще в 1981 году был на одной нашей закрытой выставке, там демонстрировали авиапроекты, и до сих пор ни один не взлетел... А, например, в Тулузе в 1998 году я видел модели французских самолетов. Так они уже летают!
От удовольствия пообщаться с журналистами г-на Варнавского оторвали начальники УМВД и УФСБ по Омской области Юрий Томчак и Игорь Бондарев. Люди в погонах всегда начеку там, где речь заходит о секретных выставках. Омский губернатор Виктор Назаров тем временем вместе с полпредом президента по СФО Виктором Толоконским осматривал экспонаты. Позже СМИ попеняют главе региона, что делал он это как-то без энтузиазма. Когда все чиновники кучковались, чтобы осмотреть двигатель самолета Як-130, г-н Назаров незаметно замешкался и схоронился в сторонке, надеялся, что его не заметят. Заметили, конечно. – Ну я его видел уже три раза... – обреченно объяснял он. А дело в том, что в гости приехал Виктор Толоконский. Рядом с таким человеком не грех и расслабиться. Когда он выходит один против всей журналистской братии, сразу видно – Атлант расправил плечи. Хиленькие корреспонденты теряются в лабиринтах мысли после слова «инвестиции». Коры покрепче – после слова «инновации». Ну и, скажем, зачем губернатору знать, как там крутятся шестеренки в моторе самолета, лишь бы они крутились в голове самого г-на Назарова.
Правда, он искренне воодушевился, познакомившись с изобретением омского кулибина Сергея Кочанова-Сорокина – моделью супервездехода на сферических колесах. У этого изобретения сложная судьба. Идея настолько простая, что производители, узнав о ней, тут же берут ее на вооружение, напрочь забывая о г-не Кочанове-Сорокине. – С танковым заводом так вышло. Выслушали меня и решили делать сами. Я потом в интернете читаю, мол, это их разработка. У меня патентов навалом, но сегодня любой патент можно легко обойти. Пусть деньги от продажи мне не поступают, но хотя бы авторство мое укажите. – К вам подходил губернатор, он в силах чем-то помочь? – спросил я. – Достаточно одного его слова, чтобы мое изобретение стало брендом Омска! – воскликнул г-н Кочанов-Сорокин. После осмотра выставки чиновники провели глобальное совещание по развитию СФО. Г-н Назаров выступил с докладом о сибирском машиностроении. – А как вы съездили в Сочи? – спросил я его после того, как он вышел к журналистам. – Позагорал, потусовался... – развеселился г-н Назаров. – Вы же так должны написать... Омский губернатор потихоньку постигает азы медиа, еще пару лет – и он будет сходу надиктовывать журналистам их репортажи. – Scorpions выступали, казачий хор... Правда, посмотреть не удалось, – продолжал он в шутливом настроении. Губернатор рассказал, что сочинские объекты, конечно, производят впечатление, но еще приятнее в этом городе наблюдать за бесконечным потоком строительной техники с надписью НПО «Мостовик». – Мы как-то выпали, – попытался объяснить в двух словах смысл совещания Виктор Назаров. – У нас что-то до Урала развивается и Дальний Восток, а Западная Сибирь осталась без преференций, без программ. Мы с сибирскими губернаторами договорились: каждый, кто будет встречаться с президентом или премьером, пусть капает им на мозги о развитии Сибири.
После совещания сенатор Игорь Зуга горячо поддержал доклад г-на Назарова и планы развития машиностроения. Хотя и признался не для печати, что с этим не очень вяжется расформирование омского министерства промышленности. А потом подумал и признался в этом уже для печати.
Станислав Жоглик, специальный корреспондент "БК"