Напомним, в «черный» список товаров, которые, по мнению руководства магазина, «представляют собой неприемлемую угрозу для здоровья или/и являются маркерами дурновкусия» вошли, помимо явно неполезных слабоалкогольных коктейлей и энергетических напитков, традиционные для российского потребителя мясо по-французски, вареники с картошкой, салат «Мимоза», торты безе и т.д.
- Арсен Геннадьевич, кто придумал эти списки и с какой целью они размещены на сайте «НоваТора»?
- Эти списки де-факто написаны для служебного пользования. Это элемент технологии, созданный прежде всего для поставщиков, чтобы не объяснять в сотый раз, почему мы не хотим брать тот или иной товар. Магазин – это ведь прежде всего позиционирование, а эти списки показывают, чем мы являемся и чем не являемся. Составляло их руководство компании, в том числе и я.
- Однако они озадачили многих омских пользователей интернета, которые их прочитали, своей категоричностью. Вот как описываются на сайте, к примеру, занесенные в «черный список» популярные салаты: «Мимоза», «Охотничий». «Мелко нарезанное месиво плохо соответствующих друг другу продуктов, залитое майонезом и посыпанное тертым сыром. По России малоизвестны, а где делаются - делаются более корректно, без посыпания натертым сыром, с более крупно нарезанными несколько другими ингредиентами. Хит позиционирования быдлокулинарий».
- Любой магазин не может продавать все продукты, топ-менеджеры должны делать выбор. Наши списки, скажем так, не абсолютны, создавались они спонтанно, многое приведено там для примера. Это некие флажки, границы. Если хотите, это наша борьба с энтропией. Почему мы должны следовать нездоровым трендам или поддерживать вирусную моду на вычурные названия? Наша задача - удерживать формат магазина, внятно объясняя поставщикам и целевым покупателям наше позиционирование.
- Ну, а гороскопы, к примеру, чем вам не угодили?
- Гороскопы - это абсолютное зло, с моей точки зрения. Есть такая штука - самосбывающиеся прогнозы… А если речь идет о болезни, несчастных случаях, ссорах? Ведут эти гороскопы и к когнитивным нарушениям. Сбудется, к примеру, какой-нибудь прогноз у одного из ста человек, а потом у этого же человека еще один сбудется. И такое бывает, только уже у одного из десяти тысяч, прочитавших этот гороскоп. И даже третий раз бывает! И все, человек попадает в психушку из-за этого шарлатанства. Вы поймите, я не за то, чтобы все запрещать. Я за то, чтобы и «Майн Кампф» можно было купить. Я против того, чтобы от этих потенциально опасных вещей страдали ни в чем не повинные люди, случайно купившие журнал с гороскопом. По моему мнению, такие вещи должны продаваться в специально отведенных местах, специально упакованные, как порнография на Западе. Я уже внес свое предложение на этот счет на сайт общественных инициатив РФ. Кстати, и церковь могла бы присоединиться к борьбе с бесконтрольной продажей гороскопов.
- С гороскопами разобрались, а что не так с варениками с картошкой?
- Вареники с картошкой в Омске имеют аномальную популярность! Они примерно в 4-5 раз превосходят по продажам канонические вареники с творогом. Возможно, потому что картошка намного дешевле творога, а, может быть, изобрели данный продукт не обыватели, а предприниматели перестроечного периода, чтобы заработать сверхприбыли.
Справедливости ради надо отметить, что в украинской кухне также присутствует вариант вареников с картошкой. Но доминирующим типом являются вареники с творогом, которые называются просто «вареники» без уточнения, с чем они. Также, кстати, как и на территории всего бывшего СССР, за исключением Омска.
С точки зрения диетологии, вареники с картошкой - неполноценная пища. Это, по сути, крахмал с крахмалом, чистые углеводы. Если есть их со сметаной, маслом или даже с майонезом (еще одно типично омское извращение) – значит есть углеводы с жиром и почти ноль белка (в тесте самая малость есть).
Тогда как вареники с творогом - полноценная пища, содержащая достаточное количество белка. Наиболее абсурдным и вредным продуктом является усовершенствованная версия вареников с картошкой - вареники с картошкой и грибами, особенно заправленные майонезом, которым так обожают пичкать посетителей омские точки общепита вместо сметаны. По-видимому, из-за того, что он лучше хранится.
- И шашлыки, маринованные в майонезе, в «НоваТоре» не продаются приниципиально…
- Я вам как специалист говорю: мариновать мясо в майонезе - это нонсенс! Хорошее свежее вообще не нужно мариновать, чуть менее свежее мясо маринуется в вине, мясо «третьей свежести» - в уксусе, разумеется, винном. А от маринования в майонезе нет никакого эффекта! Это, по сути, жульничество.
- Категорично вы подходите не только к содержанию, но и к форме. В «черный список» внесены и «товары с нелепыми и/или претенциозными названиями»…
- Вирусная мода на вычурные словечки – дурной вкус! Если взять хорошую классическую кулинарную книгу, например, сталинскую, а не какой-нибудь Высоцкой, то вы там найдете нормальные названия типа «свиная котлета натуральная», у нас же извращаются, кто как может! Придумывают дурацкие названия, дурацкие рецепты. Например, торты с маком. А почему бы не сделать торт с селедкой тогда? Кулинария – это целая философия, и мы работаем для тех, кто поддерживает нашу философию.
Наталья Николаева