С подачи одного из омских пользователей сервиса микроблогов «Твиттер» предметом широкого интернет-обсуждения 4 октября стали черный, белый, серый и зеленый списки продуктов питания, напитков и сопутствующих товаров, размещенные на сайте сети «Новатор». В черный список включены те продукты, которые эта сеть отказывается продавать, в серый – которые продает через не могу, в белый – те, что считает лучшими в своем ассортименте, а в зеленый – те, которые «Новатор» очень хотел бы продавать, но их до Омска либо вообще не довозят оптовики и дистрибьюторы, либо завозят в недостаточном количестве.
Градуса обсуждениям интернет-пользователей добавило то, что «черный» список – мотивированный: к каждому запретному плоду прилагается описание причины запрета, причем где-то почти сухо научное, а где-то весьма личностное и эмоциональное, не избегающее и грубых словечек, и едких характеристик потребителей таких продуктов.
Сравните, например:
– Слабоалкогольных коктейлей в «Новаторе» нет потому, что это (далее цитата) «Неприемлемая угроза здоровью. Зачастую данный продукт делается из низкокачественного спирта, маскируемого синтетическими ароматизаторами. Углекислота ускоряет впитываемость алкоголя. Сахар и ароматизаторы усыпляют бдительность. В результате потребляется гораздо больше алкоголя. В некоторые слабоалкогольные коктейли добавляются сильнодействующие стимуляторы (не только кофеин). Данный продукт рассчитан на молодежь и даже подростков, так как отсутствует вкусовой порог (как у водки, например, или пива), что приводит к алкоголизации подрастающего поколения и порче генофонда до рождения детей. Так что мы настаиваем на том, что необходим запрет данного продукта в Российской Федерации»
и
– Торты безе, воздушные и воздушно-ореховые: «Являются основным маркером безвкусицы и мещанской узколобости среди кондитерских изделий. Отвратительная твердо-хрупкая крошащаяся безвкусная мерзость, обожаемая троечницами с длинным минусом, не умеющими и не способными научиться готовить. Критерий умственной неполноценности или помеси конморфизма (так в оригинале – БК55) с самообманом».
Соучредитель сети «Новатор» Денис Кошель сообщил БК55, что он что-то слышал об этих списках, ими, по его словам, как и прочими вопросами деятельности сети, занимается директор Арсен Пономарев. Г-н Пономарев не стал отрицать своей причастности к этой классификации товаров (более подробно об этом – в интервью БК55 с топ-менеджером, ожидайте вскоре на ленте новостей) и выразил свое удивление тем, что эта тема так раскрутилась сейчас: цветные списки появились на сайте уже пару месяцев назад, причем, по его словам, скорее для внутреннего употребления.
Стоит, впрочем, отметить что списки выложены в незавершенном виде: изначально объяснения, похоже, должны были прилагаться и к серому, белому и зеленому перечням, но их там до сих пор нет.
Олег Ледянский