Речь о показателях работы МУП «Муниципальные рынки».

Вчера во время заседания комитета по вопросам экономического развития Омского горсовета депутаты ознакомились с отчетом городской Контрольно-счетной палаты о результатах проверки МУП «Муниципальные рынки».

Как сообщил глава ведомства Александр Клюхин, общая динамика предприятия — положительная. Но это только на первый взгляд.

Для начала освежим в памяти всю предысторию вопроса.

В прошлом созыве Омского горсовета депутатами были предприняты неоднократные усилия по исправлению непростой ситуации, в которой оказалось МУП «Муниципальные рынки». К сожалению, они не получали достаточной скорости и качества. Поэтому было принято решение создать рабочую группу при комитете по вопросам экономического развития.

Группа провела не одно заседание. Вопрос прорабатывали системно. Собрали достаточный массив информации об имущественном комплексе предприятия, о технических условиях. А ведь они представляют огромную ценность — подстанции, трубы, мощности. О реальном состоянии дел. И членам группы не хватало лишь проверки Контрольно-счетной палаты.

В прошлом созыве депутаты такую проверку инициировали. Она в установленный срок прошла, и уже в новом, Седьмом созыве, ее результаты рассматриваются.

«По сути, это последний документ, который мы кладем в толстый альбом сверху», — отметил глава профильного комитета Алексей Провозин.

И вот сегодня Александр Клюхин уведомляет: проверка МУП «Муниципальные рынки» была организована и проведена в связи с постановлением Омского горсовета. А также — согласно плану Контрольно-счетной палаты на 2023 год.

Материалы проверки были направлены в адрес администрации города, в департамент имущественных отношений и непосредственно в муниципальное предприятие.

«Хотелось бы отметить, что срок рассмотрения этих материалов и представлений по ним на сегодня не наступил. Еще ждем от МУП реакций на наши выводы.

Вся информация по результатам предприятиям будет предоставлена КСП только в конце октября текущего года», — подчеркнул глава КСП.

Как известно, предприятие «Муниципальные рынки» было создано в 2005 году путем реорганизации десяти муниципальных предприятий. То есть всех рынков, которые были на территории города Омска.

На начало нынешнего контрольного мероприятия в «Муниципальных ранках» было пять филиалов: «Центральный», «Ленинский», «Левобережный», «Советский» и Торговый город. В течение проверяемого периода в 2023 году один из филиалов — «Торговый город» — был закрыт.

Осталось четыре филиала.

«В целом предприятие является прибыльным, с положительной динамикой.

Выручка с 2019 года на сегодняшний день увеличилась с 125 млн до 137 млн рублей.

Чистая прибыль, которая была в 2019 году 1,4 млн рублей, в 2022 году составила 4,9 млн рублей», — зачитал основные показатели Александр Клюхин.

Но специалисту пришлось подчеркнуть: ряд филиалов являются убыточными внутри системы.

«Это «Центральный» и «Советский» рынки», — объявил эксперт.

Анализируя работу предприятия, отмечается: основная его деятельность — предоставление торговых мест в аренду.

«И здесь наблюдается тенденция к снижению количества торговых мест. В частности, по «Советскому рынку», и увидели, что в 2016 году была проведена пристройка к центральному входу этого филиала. В результате чего потерялась ликвидность самих торговых мест. Отсюда — снижение выручки и убыточность», — сообщил Клюхин.

Пришлось главе городской КСП заговорить и о плачевном состоянии самих рынков.

«На протяжении многих лет с этих предприятий собиралась вся прибыль, а в основные фонды ничего не вкладывалось.

Ранее часть отчисляемой в городской бюджет прибыли составляла 85%. Сегодня по решению депутатов городского совета эта доля сократилась до 30%. Что, в свою очередь, может послужить дальнейшему вложению средств в развитие предприятия», — сообщил о перспективах докладчик.

По информации, полученной от предприятий, на ремонт рынков необходимо около 50 млн рублей.

«В частности, на «Левобережном» рынке течет кровля. Другие филиалы тоже находятся в достаточно плохом состоянии».

Кроме этого, были отмечены ряд фактов заключения муниципальным предприятием неэффективных сделок.

«В частности, организация городских ярмарок. На это было обращено внимание. И с 1 октября этот неэффективный вид деятельности был прекращен. Надеемся на эффективное использование муниципального имущества в дальнейшем», — сообщил Клюхин.

Следующий вопрос, который ставился перед КСП — проанализировать выбытие основных средств за несколько последних лет.

«С 2018 по 2022 год выбыло имущества на общую стоимость около 28 млн рублей.

Но здесь имеет место текущие моменты — в частности, передача в безвозмездное пользование бюджетным учреждениям Омска, ликвидация имущества в связи с физическим износом, продажа части имущества, сдача в металлолом…

Но есть момент на списание 13 млн рублей: у нас это еще вопрос спорный с предприятием. По нашему мнению, перенос имущества на 13 млн рублей на забалансовый учет и учет его в стоимости 1 рубль — не совсем правильный момент. Но позицию предприятия по этому вопросу мы еще узнаем», — озвучил следующий пункт глава КСП.

Общий вывод прозвучал благоприятно.

«В целом хочу сказать, что предприятие — прибыльное. Есть куда развиваться. Необходимы средства на его развитие», — заключил глава городской КСП.

Депутат Павел Корольков задал вопрос директору МУП «Муниципальные рынки» Илье Очкину:

«Как можете прокомментировать, что, с одной стороны, предприятие приносит прибыль. А с другой — есть какие-то неэффективные моменты. Вы не так давно в этой должности. Каково ваше видение, как предприятие будет развиваться?»

Илья Очкин, ответил, что все выявленные в ходе контрольного мероприятия замечания приняты во внимание и в работу. Также будет подготовлен и полноценный ответ к назначенному сроку. И предоставлен в Контрольно-счетную палату.

По отношению к дальнейшему развитию предприятия — готовится программа развития и оптимизации — как расходной части, так и расширение доходной базы.

«Мы видим неплохие резервы в развитии нашей Губернской ярмарки. Это связь с сельхозпроизводителями. Это приглашение наших прямых сельхозпроизводителей к нам. Сейчас активно готовится маркетинговая программа для того, чтобы они нас увидели, поняли наше преимущество. Мы их тоже показываем. Это и доступная цена, удобное размещение, еще ряд преимуществ.

Идет работа у нас с Минсельхозом по приглашению и связи именно с районами и производителями. Здесь мы видим потенциал развития доходной базы», — сообщил Илья Очкин.

Также готовится, по его словам, предложение по оптимизации расходной базы.

«У нас есть достаточно устаревшее оборудование — это холодильные камеры. От них большой расход электроэнергии. Готовится мероприятие на хорошей окупаемости на модернизацию этой группы оборудования. Это позволит снизить наши расходы на электроэнергию», — рассказал директор МУП.

Помимо этого, готовится блок мероприятий по капитальному ремонту рынков.

«Замечания правильные. Достаточно долгое время ничего не ремонтировалось. Готовится проект на капитальный ремонт кровли «Левобережного» рынка. Будем согласовывать с нашим учредителем — департаментом имущественных отношений. Предстоит прорабатывать эффективность и в целом повышать нашу привлекательность.

Для нашей основной деятельности — это, конечно, привлечение арендаторов. Готовится дизайн проекта и проекты новых внешних видов для внутреннего убранства крытых рынков. Тоже будем модернизироваться, и приводить предприятия к современному формату рынков. Это комплексная программа, мы ее предоставим. И в этом видим большой потенциал — как роста выручки, так и роста прибыльности предприятия», — пояснил Илья Очкин.

Павел Корольков также заинтересовался общей стоимостью предстоящего ремонта:

«Прозвучала цифра в 50 млн рублей. Вы претендуете на какие-то субсидии из бюджета?»

Илья Очкин сообщил, что ясно понимает: таких субсидий не предвидится.

«Мы рассчитываем только на свои собственные резервы. Поэтому первая часть задачи — увеличить возможности финансирования. То есть — повысить прибыльность. Создать источники для ремонтов, модернизации. А вторая часть — это уже согласовать ремонты. И приступить к программе модернизации и ремонтов».

Глава комитета Алексей Провозин подвел итоги по заслушанной информации. И они, не смотря на оптимизм и Клюхина, и Очкина, выглядят все же удручающими.

«Мы выслушали. Недостатки выявлены, они будут исправлены.

Мы пишем в решении, что Контрольно-счетной палате о принятых мерах по результатам проверки нужно в установленный срок информировать комитет. Ну, и на этом, казалось бы, вопрос можно было бы считать закрытым.

Но я напомню: ситуация с муниципальными рынками заботит депутатский корпус достаточно давно. И не только этот созыв, но и предыдущие созывы. Много лет мы видим выявляемые недостатки. Иногда они бывают серьезными. Но даже самые серьезные из них носят «косметический» характер по сравнению с принципиальным вопросом…

Илья Юрьевич, вы на этой должности работаете недавно, к вам претензий нет. Претензии к собственнику, и очень большие».

Провозин процитировал слова докладчиков:

«Да, предприятие прибыльное. Устойчивая динамика… Конечно, прибыльное, и, конечно, динамика устойчивая. А теперь давайте посмотрим абсолютные цифры».

Тут Провозин начал говорить чуть ли не по слогам:

«Четыре рынка. Огромный имущественный комплекс приносит чистой прибыли пять миллионов рублей в год. Позо-о-орище-е-е!

Претензии к собственнику, к представителям собственника».

По мнению главы комитета, требуется большой, серьезный, системный разговор.

«А Илья Владимирович, безусловно, соблюдает корпоративную этику. Он говорит о вложениях в 50 млн рублей. И сидят руководители и еле сдерживают улыбку на лице, когда слышат цифру в 50 млн рублей. Что можно на них сделать?

Кроме того, эти 50 миллионов даже при нынешних возможностях предприятия еще лет семь концентрировать надо! И это без учета инфляции, дисконтирования, всего! А темпы ветшания имущества такие, что терпеть уже дальше некуда. И никто вам кредит не даст при нынешних условиях. А субсидии так и мы не дадим. Четыре рынка — какие субсидии?! — безжалостно подчеркнул Провозин.

Предложение комитета звучало так: о принятых мерах Контрольно-счетная палата депутатам доложит.

Мэру, администрации города предлагается рассмотреть возможность более эффективного использование имущественного комплекса с сохранением его в собственности города Омска.

Также — просьба рассмотреть возможность проведения рабочего совещания на эту тему с привлечением заинтересованных лиц — депутатского корпуса, представителей бизнеса, омского капитала, людей, которые действительно понимают, как управлять имущественными комплексами.

Есть предложение создать рабочую группу в администрации города по этому вопросу. И чтобы мэр был в курсе.

О принятом на комитете решении необходимо проинформировать комитет горсовета по финансово-бюджетным вопросам и комитет по муниципальной собственности. Потому что окончательное решение по рынкам все-таки будет в комитете по муниципальной собственности.

Депутаты проголосовали за этот проект решения.