Субсидии от власти закончились.
О повышении цен на свою продукцию объявили крупнейшие омские производители — «Хлебодар», «Сибирский хлеб» и другие. Известно, когда это произойдет — с октября, но пока не известно на сколько — окончательный размер прибавки еще обсуждается, рассказал сайт НГС55.
Причин несколько. По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николая Дрофы, главная — это рост расходов на зарплаты и логистику.
— В прошлом году доля заработной платы в себестоимости хлеба составляла 22%, а в этом году — 46%. Потому что сегодня и Минобороны набирает бойцов, и на оборонные предприятия идет набор. Чтобы с ними конкурировать, [хлебозаводам] надо платить работникам достойную зарплату. Немного выросли страховые взносы. Если в 2022 году они составляли 6%, то в этом году — 7,3%, — сообщил Дрофа. — И подорожала логистика. «Хлебодар» возит свой хлеб в Тарский район, в Большереченский, в Нижнеомский. А мы видим, на сколько подорожали ГСМ, на 40 с лишним процентов к прошлому году. Если поднимется сегодня цена на хлеб, то в основном за счет заработной платы и логистики, но ни в коем случае не за счет сырья. За счет сырья она, наоборот, снизилась.
По словам президента Ассоциации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области, гендиректора «Сибирского комбината хлебопродуктов» Ильи Баринова, хлебопеки могли повысить цены еще раньше, когда закончились субсидии регионального минсельхозпрода. Им компенсировали из областного бюджета по 5 рублей затрат на каждый килограмм хлеба, но по объективным причинам перестали.
— В бюджете тоже тяжеловато с финансированием. Субсидия кончилась летом, и всё это время хлебопеки пытались найти консенсус и цену сдерживать. И сдерживали за свой счет. Сейчас предел: либо закрывать предприятие, потому что нет никакой рентабельности, либо как-то двигаться, — объяснил Баринов. — Мы же про ГСМ проглотили, ничего не поменялось. Газ с января уже на 9% подорожал, железнодорожные тарифы — на 10,75% (вырастут с 2024 года. — Прим ред.). Ни у кого не возникает никаких вопросов. Антимонопольная служба промолчала — это нормально, это биржевая цена. А это основная составляющая всех транспортных затрат.