Для того чтобы заниматься наукой, нужны деньги. Где их взять, если государство закладывает в бюджет сущие копейки? В этой ситуации Академия наук вынуждена судорожно искать источники финансирования. И находятся умники, которые видят в этом преступные намерения.
В ситуации дефицита финансирования любой организации необходимо решать ежедневные хозяйственные вопросы. Поверьте мне, даже наш небольшой обкомовский комплекс и тот требует существенной материальной поддержки — подготовка к отопительному сезону, вон крыша течет... Что же говорить об имуществе Академии наук, оставшейся еще с советских времен, которое нужно содержать.
Например, на Дальнем Востоке Институт биологии моря сдает туристам в летнее время одно из судов и решает за счет этого вопрос экспедиций по исследованию глубин мирового океана. Кому это мешает? В подобной ситуации нормально использовать свободные помещения для сдачи в аренду, но только не в нашем случае.
Не отрицаю, что академики тоже люди со слабостями, и когда все кругом в начальстве наживаются, они тоже наверняка пытаются погреть руки. Но не эти люди определяют лицо академии. Это не причина, это повод.
Весь этот негатив в науке, под видом которого реализуется реформа, — результат той политики, которую проводило государство в течение двух десятилетий. Но, подчеркиваю, это все пустые хлопоты. Наша фундаментальная наука и сейчас востребована. Если бы это было не так, то те сотни тысяч светлых голов не уехали бы за границу, потому что там лучшие лабораторные условия и зарплата в десять раз выше.
Сегодня, когда ставят вопрос, почему люди уезжают, вину пытаются свалить на ученых. Но истинная причина в том, что выделяется смешная сумма в 2 млрд. на всю огромную российскую науку. В советское время мы давали 30% всех мировых открытий. А как будет действовать прикладная наука сейчас, если нет денег на покупку станка, расходных материалов для исследований? Вместо этого правительство прибирает к рукам имущество Академии наук. На сегодня это огромная собственность, и она в большой цене.
За что бы ни брались сегодня так называемые эффективные менеджеры, все выходит вкривь и вкось — по сути, от этого ничего не осталось. Взялись за оборону Сердюков с дамским батальоном — страна пожинает 16 млрд. ущерба (а на самом деле, я думаю, в несколько раз больше). А когда поняли, что с крючка не сорваться, подчистили дело. В итоге бывший министр не обвиняемый, а свидетель, дама, в свободное время гуляет по модным бутикам, а кто-то сидит за два мешка картошки, которую он спер из подвала соседа.
Мы знаем современных ученых, мы знаем современную власть, мы знаем этот питерский клан, у которого очевидно от питерской сырости мозги и совесть заплесневели. Придут они в науку, и от науки ничего не останется. Мы категорически против этой ломки в угоду неуемных чиновничьих аппетитов. Нужно не рэкетом заниматься, не выкручивать руки ученым, а создавать условия для развития науки.
Другие материалы рубрики «Реплика» читайте во 2-й колонке сайта.