Сегодня, впервые в рубрике Андрея Никитенко «Пятое Измерение», состоялось интервью с женщиной. Это израильская омичка Доляна Ашкова, фотохудожник от Бога.

— Здравствуй, Доляна. Я знаю тебя как Олю, как Долю, как кузнеца, как амазонку, как фотографа и… и… и…. Первый вопрос, как ты сама себя позиционируешь в миру?

— На самом деле, я очень долго думала над этим вопросом. Думаю и сейчас, но я поняла, что окончательный ответ будет, наверное, ближе к смерти. Потому что жизнь идет, меняется, и я постоянно меняюсь вместе с ней. Сейчас я путешественник, фотограф, жена и список этих названий будет пополняться. Поэтому окончательного варианта пока нет.

— Это ты роли перечислила, а для мира ты кто?

— Тогда наблюдатель, зеркало. Недавно, у меня самой была фотосессия и там надо было взять любой предмет и с ним как-то провзаимодействовать. Я выбрала большое круглое зеркало. Мне очень захотелось закрыть свое лицо. Получилось, что я есть, и меня как бы нет, а во мне видят свое отражение те люди, которые на меня смотрят. Фотограф тогда очень удивился, т. к. я была первый человек в ее практике, которая закрыла свое лицо.

— Моя рубрика называется «Пятое Измерение», ты что-нибудь вообще слышал про это, что такое пятое измерение, как ты его понимаешь?

— Мне кажется, что пятое измерение — это то, что скрыто, но очень сильно влияет на все четыре. Что-то такое таинственное, интересное… То, что поддается осознанию не всем, но очень интригует своим наличием.

— Рубрика «Пятое Измерение» напрямую связана с нашим городом Омском. Ты же по большей части омичка. Как ты считаешь, город живой организм?

— Естественно. Вообще, любой город — живой организм. Когда дети растут у тебя на глазах, то и не замечаешь, как они меняются. А когда уезжаешь надолго — эффект другой. Так и с городом, понимаешь только на отдалении, как город меняется. Отсюда и вывод, что он на 100 процентов живой. И мне кажется, что он все живее и живее.

— Если рассматривать человека, как Тело, Душа и Дух. А к городу это можно применить?

— Конечно. С телом понятно, это здания, сооружения. А душа и дух — это народ и состояние этого народа. И, возможно, город является отражением меня. С каким я состоянием приезжаю, с каким я состоянием смотрю на этот город и, соответственно, он мне открывается по-новому. То есть, если я приезжаю с плохим состоянием духа, то мой фокус внимания будет видеть недочеты разные. Будет казаться, что все суровые, злые, вокруг все обшарпано и т. д. Сейчас я приехала в приподнятом состоянии духа и, гуляя по улицам, я вижу насколько потрясающе выглядит город, насколько люди веселые, доброжелательные, живые.

— Ты сейчас живешь в Израиле. Много пишут о том, что люди покидают Омск… Ты уехала, потому что город не устраивал или по другим причинам?

— Конечно, другая причина. Я вышла замуж. Муж сам москвич и решил попробовать какую-то новую страну и жизнь. Сейчас пока там, но Омск в сердце навсегда. Реально, невозможно покинуть Омск. Он всегда остается частью души и духа, и тела. Приезжаешь, реально ДОМОЙ. И понимаешь, что где бы ни жил, это состояние никуда не денется. Омск никогда меня никуда не выгонял, он всегда рад, всегда гостеприимен, поэтому любой приезд — это праздник и души, и тела. Этот приезд вообще очень сильно отличается от других. Видно я поменялась, и город поменялся.

— Как ты считаешь у Омска много своих тайн?

— Очень. Причем у меня такое впечатление, что Омск сам еще не знает всех своих тайн, которые он хочет раскрыть. В этих тайнах и есть очарование города. Я никогда не думала брать экскурсии по городу, в котором живу, я и так все про него знаю. А тут я наткнулась на одного гида и стала смотреть, что она рассказывает про Омск, и подумала, Господи, ведь я про него вообще почти ничего не знаю! И я гуляла по местам, в которых мало бывала и рассматривала их с точки зрения не жителя города, а гостя. Было очень интересно. И я понимаю, что еще много чего Омск содержит, о чем вы даже и не подозреваете. И мне еще пришла аналогия со своим телом. Вот оно есть и есть, и пока функционирует нормально, мы особо и не подозреваем, что там что-то происходит. Когда что-то заболело, мы обращаем внимание туда. Так и с городом. Если какая-то хрень происходит, что-то прорвало, например, туда и внимание. А то, что гениальное количество вещей в городе есть, которых мы не знаем… как они функционируют, что хорошего в нем происходит…

Вот под Омском нашли, чуть не самого древнего человека на земле. Много легенд разных про Беловодье, Асгард, которые почти уже и не легенды.

— У каждого человека есть что-то свое, тайное, сакральное, где-то внутри находится. Как ты считаешь, у Омска есть своя сакральность?

— Первое, что мне приходит на ум, это свет и запах. Я, наверное, как человек, увлекающийся фотографией, очень люблю взаимодействовать со светом и запоминаю именно те световые композиции, которые передаются реальностью. Свет везде разный, а у Омска он особенный. Нигде больше такого света нет. И запахи. Запах производит воспоминания и образы. Иногда некоторые запахи в Омске были абсолютно не понятными, не любимыми, а сейчас те же запахи раскрываются совсем с другой стороны.

— Есть такое выражение: Миром правят символы и знаки. Что для тебя является символом Омска?

— Символом Омска для меня является шар, на площади Бухгольца, который покатился во время урагана. По сути это было стихийное бедствие, крыши сносило, люди пострадали. Но, почему-то, когда покатился этот шар у меня был восторг, который я до сих пор вспоминаю. Это было какое-то грандиозное событие для меня. Я не знаю, что это было, но для меня это было открытие. Открытие, что все может сдвинуться. Я не помню, с какого года он стоит, но он был такой глыбой, не движимый абсолютно. И когда пришла стихия, которая сдвигает все вокруг, и когда шар покатился, я поняла, что ничто не потеряно и для города, и для людей, что вообще все меняется, стоит только приложить усилия.

И этот шар для меня символом Омска является, который говорит, что все в наших силах, все можно сделать живым и движущимся.

— Как ты считаешь, может Омск претендовать на статус Духовной столицы?

— Он может не только претендовать, он может стать ей. И он все для этого делает. Он стоит на нужном месте, с нужной историей, с нужными духовными вложениями, но, чтобы задвигались шестеренки, а шестеренками являются люди, и как только они начнут складываться в нужные конфигурации, соответственно все закрутится и все это станет рабочим.

— Были ли в твоей жизни случаи, выходящие за рамки обычного восприятия мира, что-то необычное, загадочное, мистическое?

— Да вот час назад, гуляла по АзГраду, встретила работника и спросила, где у вас козы. ОН показал где. Я ему говорю, что пойду поздороваюсь. Он говорит, иди и поздоровайся. Я поворачиваю голову и на меня смотрит макет собачки, а на ней написано «ПРИВЕТ». Вот такие вещи для меня — это мистика. Я обожаю, когда они происходят. Надо просто наблюдать. Этой мистики полно вокруг, и если успокоишь ум и начнешь наблюдать за миром, мистика вообще не заставит себя долго ждать. И вопрос, мистика ли это? Может это и есть жизнь?

Да. Да. Это просто течение жизни, как мне кажется, очень слаженная. Как многие говорят — в потоке. Но мне больше нравится в моменте, потому что есть аналогия с фотоаппаратом. В каждый момент нашего моргания происходит что-то новое и наблюдать надо за каждым моментом, потому что в любой момент может все измениться. А если мы будем усиленно думать про предыдущий или будущий, то этот, настоящий, точно пропустим.

— Я недавно познакомился с твоим первым текстом для мира и восхитился этим трудом, потому что он многогранен. Это и история жизни, это и ее смыслы, это и инструкция по художественной фотографии…. Тут много «и» просится. Как тебе все это пришло?

— Мне пришло это от людей. Я жила, жила, фотографировала и в какой-то момент люди начали спрашивать, а научи фотографировать так как ты.

Я просто пообещала и мне надо было что-то сделать. Но я не могла сделать просто руководство, потому что я не считаю себя профессиональным фотографом. Начав что-то описывать, я поняла, что не могу перечислить свои навыки фотографирования без описания того, как я к ним пришла. А к ним я шла, как я поняла уже позже, с самого детства. И начав все это рассказывать, получилась такое интересное исследование собственно моей жизни, из которой я сделала некие выводы, которые сформировались в упражнения и которые довольно красочно иллюстрируют мой путь.

Через эти упражнения можно попробовать сделать то же самое и понять работает ли это для другого человека.

— Если ты не возражаешь, давай читателям ссылку дадим на твое исследование.

— Я не возражаю, тем более что оно безоплатное для людей — см. ЗДЕСЬ.

— Благодарю, Доляна, за беседу и последний вопрос — Что бы ты хотел пожелать нашим читателям?

— Отвечу из роли фотолюбителя: не зацикливаться на одной световой схеме, пробовать разное. Изучать, проверять себя в новом. Проливать свет знаний туда, куда бы никогда не подумал. Ведь в тени могут быть спрятаны такие сокровища, которые сделают ваш собственный свет еще более уникальным. Открытие тайн приведет к большему пониманию, принятию и, как следствие, к любви к себе. И тогда она неминуемо распространиться на весь мир.

Об авторе: Никитенко Андрей Алексеевич в прошлой жизни предприниматель. Семь лет практически жил в Китае и Тибете. Организатор диких экспедиций в Южную Америку, Африку, плато Путорано. Основатель первого природного града АзГрада.

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ «ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»: