Время неумолимо. Какие-то события кажутся недавними, а не успеешь оглянуться, уже век прошёл. Это вступление к тому, что 15 июля исполняется ровно 100 лет со дня завершения памятника «Борцам революции». Его автор — скульптор Виноградов — избавил нас от поисков и сомнений.

ФОТО: 2GIS

Он написал дату окончания работ на задней стенке памятника и оставил там автограф.

Я вспомнил об этом событии не из симпатии к большевикам. Просто это исторический факт.  У нас многие историки грешат избирательностью исторической памяти. При этом именно они призывают коллег быть объективными. Как к истории ни относиться, её всё равно не перепишешь. Шило в мешке не утаишь, рано или поздно вылезет.

Но как бы там ни было, памятник Борцам революции на сегодня является старейшим монументальным объектом Омска. Из уцелевших конечно. Но сейчас не он их.

В 1923 году действовал ленинский «План монументальной пропаганды». Он исходил из принципа, что ложка хороша к обеду. Несмотря на разруху, голод, последствия Гражданской войны и прочие завоевания революции, молодое советское государство находило средства на монументальные объекты. Хотя средства были не великие. Перед скульпторами ставились непростые задачи: сделать быстро и дёшево. О долговечности особо не задумывались. В 1923 году до тиражных статуй вождя ещё не додумались. Поэтому памятники были авторские.

Да и революционный пафос ещё не угас и, в буквальном смысле, не забронзовел. Этим ранние советские памятники особо интересны.

Правда, трактовка памятника менялась по мере изменения линии партии.

— Рабинович, вы уклонялись от генеральной линии партии.
— Нет, я уклонялся вместе с линией.

Первоначально этот монумент называли Памятник Парижской коммуне. Тогда курс партии был на мировую революцию. Потом курс партии сменился на построение социализма в одной стране, тогда памятник стал Борцам революции. Интересно, что мемориальные доски на пьедестале меняли несколько раз. Недавно одну из них в очередной раз разбили. Текст на ней был о построении коммунизма.

Восстановить пока не решаются.

Но вернёмся в 1923 год. Памятник возводился рядом с могилой расстрелянных при отступлении Белой армии. Их перезахоронили здесь ещё в 1920 году. Сначала на могиле поставили временный деревянный обелиск. В 1923 году создали уже постоянный памятник. Скульптор лепил его из бетона по месту, без формовки. Такая технология самая дешёвая и доступная. Она не была чем-то особенным для того времени. Ею пользовались многие скульпторы. Например, Владимир Винклер большинство своих произведений в Омске создавал по такой же технологии. При этом он не ленился лепить по месту даже малотиражные архитектурные детали, чтобы не связываться с формовкой.

Но Винклер работал в рамках архитектурной композиции. У Виноградова стояла задача создания отдельного образного монументального произведения. Сравнивать произведения искусства — дело неблагодарное. Конечно, у Винклера более тонкая пластика и детальная проработка. Пластика Виноградова более грубая и обобщённая. Но для создания революционного образа пластика Винклера была была бы слишком слащавой и декоративной.

Виноградов, я полагаю, сознательно пожертвовал «красивостью» для большей образной выразительности. В те годы ещё только закладывался стиль советской скульптуры — простой, рубленой, обобщённой, брутальной, монументальной, без акцентирования мелочей. Виноградов верно почувствовал веяние времени.

Концепцию сквера неоднократно меняли. Во-первых, надо сказать, что он возник с постройкой дворца Генерал-губернатора в 1861 г. Это место называлось Дворцовая площадь. На ней был разбит Губернаторский садик. Он был общедоступным, какой-либо идейной нагрузки не нёс. В 30-е годы его называли сквер им. Масленникова.

ФОТО: omchanin.livejournal.com

Мемориальным сквером Борцов революции он стал к 30-ю Октября в 1967 году. Тогда площадку вокруг памятника опустили. Памятник стал выше, обнажившийся фундамент облицевали, сформировав цоколь.

За памятником всегда следили в меру сил. Одно время его даже красили, но краска, к счастью, облезла и повторять этот опыт не стали.

Мне тоже довелось приложить руку к этому памятнику. С этой работой связана курьёзная история. Дело было при очередном ремонте благоустройства сквера, если не ошибаюсь, в 2006 г. Ремонт памятника был в рамках благоустройства сквера и шёл между делом. Деньги не великие. К тому же всё украли до меня. Спохватились в последний момент. Меня пригласили быстро подлатать за символическую сумму. Поставили неудобные леса.

Я начал с задней стороны скульптурной группы.

В ней женская фигура стоит в широком шаге. Я занялся заделкой разрушений. При этом обратил внимание, что левая нога у фигуры сохранная. Затем перелез на переднюю сторону и увидел, что на правой ноге у неё какой-то несуразный башмак. При этом он крепкий. Я подумал, что исказили при предыдущих ремонтах и слепил поверх этого башмака более-менее приличную туфлю. Затем вернулся на заднюю сторону и только тогда обратил внимание, что левая нога у неё босая. Но времени и средств что-либо переделывать уже не было.

Так она и осталась стоять в одной туфле.

К 100-летнему юбилею про памятник не забыли. Его в очередной раз подлатали (как это Минкульт упустил, что без них). Хоть в 1923 году бетон был качественный, но памятник нуждается в постоянном мелком ремонте. Не знаю, кто его чинил сейчас, надеюсь, что не дорожные рабочие.

Памятник остаётся очень выразительным документом своей эпохи. Он давно стал одним из символов Омска.

Я рад, что в отличие от большевиков, памяти которых он посвящён, у нас сейчас не воюют с памятниками.