История учителя, изобретшего собственный рецепт решения экологических проблем региона, имеющий, кроме прочих достоинств, еще и огромный воспитательный потенциал.
Однако на фоне преобладающей негативной информации о состоянии областной экологии важнейшие общественные инициативы Вячеслава Шепелева, учителя географии в омской гимназии № 9, увы, так и не нашли реальной поддержки местных властей.
Между тем, Шепелев не просто увлек учеников гимназии сбором вторсырья, но и обернул экологическую активность школьников в финансовую выгоду для учебного заведения.
Корреспондент БК55 пообщался с педагогом, которому удалось одержать, казалось бы, немыслимую победу над воинствующими скептиками из числа учеников, их родителей, а также своих собственных коллег.
— Вячеслав Вячеславович, ваши успехи в сборе вторсырья школьниками гимназии просто невероятны, такое даже в советское время не у всех получалось… В чем же главный секрет учителя географии Шепелева?
— Всё начиналось с простой арифметики… С подсчёта имеющегося потенциала. Итак, у нас в гимназии — 1050 учеников и 50 учителей. Отходы одного человека за сутки в среднем где-то 73 грамма бумаги и картона, а перерабатываемого пластика — 12 граммов. За год получается 26 и 4 кг соответственно.
Если перевести это всё в рубли, то получится, что каждый человек выбрасывает за год отходы на 376 рублей. Умножим это число на количество учащихся и педагогов, — получится 413 тысяч (!) рублей за год.
Вот такая арифметика! На данный момент мы, за полтора года, получили 190 тысяч, чуть меньше половины от имеющегося потенциала. Так что расти есть куда…
— На вырученные деньги вы поставили пластиковые окна в классах — в среднем по 30 тысяч на окно, получается семь. Почему именно окна?
— Идея с окнами возникла во время коронавирусной пандемии, когда кабинеты требовалось проветривать на каждой перемене. А поскольку окна старые, деревянные, то отрыть их еще можно было, а вот закрыть — не получалось…
Я предложил педагогическому совету заменять окна, коллектив идею оценил хорошо, а директор сказала:
«Давайте!»
Поначалу мы думали, что накопим только на половину окна, а остальное придётся добавлять, может, из денег родительского комитета. Полагали, что максимум полторы тонны наберём или, в переводе на рубли, 15 тысяч, а потом ещё столько же как-нибудь найдём.
Коллеги смеются, предлагают после окон программу «перезагрузить» и заняться дверьми.
Само собой разумеется, эти деньги могут быть израсходованы только на то, что можно документально подтвердить. На окна и двери можно предоставить договоры с подрядчиками. Сразу оговорюсь, денег я не лично не касаюсь, это делают родители совместно с руководителем класса, в кабинет которому будут устанавливать окно.
— А каким образом вы решаете весьма непростую для всех времен задачку: кто в списке очередников на установку окна будет первым, а кто окажется в хвосте очереди… И тогда те, кто в хвосте, начнут роптать, мол, это не честно?
— У нас есть, как мы его шутливо называем, «Банк Гимназия» — рейтинг классов по участию в сборе вторсырья. У каждого класса есть свой «счёт», он есть у руководства школы, есть у столовой — участвуют абсолютно все.
В этом рейтинге мы записываем, кто сколько сдал в килограммах и тут же переводим это в рубли. На основе этого мы определяем победителей, тех, кому окно и будет поставлено в первую очередь. Тем, кто шёл за лидером рейтинга, получать свое окно следом. После того, как мы установим 14 окон, победителем успеет побывать каждый.
Доступ к таблице в «Банке Гимназии» есть у учеников, родителей и учителей. Каждый может оценить свой личный вклад в общее дело. Ну, а в день сдачи вторсырья, естественно, приглашаются ученики и родители: можно воочию увидеть накладную, а также вырученную сумму… Вопросов ни у кого не возникает.
— Дети из конкурирующих классов, наверняка, подключают свой «административный» ресурс — родителей-бизнесменов, чтобы одержать победу? Как к этому относятся участники «Банка Гимназии»?
— Родители дважды привозили нам по 100 кг из офисов, но после этого было много разговоров… Некоторые экологи говорили мне, что у нас не дети собирают, а их родители. Но что такое эти 200 кг на фоне 17,5 тонн, собранных за этот период?
Не отказываться же нам от этих ста кг — это их желание: привезти и отдать. А потом это ведь не только экономический эффект, но и экология, в первую очередь: на территории «СибНИИСхоза» сейчас гораздо меньше выброшенной бумаги, чем два года назад.
— Есть еще одна тема о «зелёной» деятельности? На сайте премии «Народный герой», куда вас, Вячеслав Вячеславович, недавно номинировали, упоминается, что вы занимались высадкой деревьев в питомнике…
— Да, совместно с Greenpeace мы заложили питомник на территории школ — высадили 80 саженцев рябины, липы и черешни. Ещё в нашей школе есть учебная теплица, ею мы тоже занимаемся. Деревья хоть как-то могут помочь, но нужно создавать полноценное экологическое движение.
Благодаря работе с отходами мы, на своём примере, показываем, что это и полезно, и позволяет заработать.
— В своё время вы закончили педагогический университет. Начиная с третьего курса, работали учителем в школе. Потом была аспирантура аграрного университета, там тоже преподавали, параллельно обучая студентов геофака педагогического. Затем 12 лет на экономфаке ОмГТУ… И вот теперь вы спустились по карьерной лестницы вниз — до учителя географии в омской гимназии… Где тут логика?
— Поскольку я — кандидат сельхознаук, для технического университета в какой-то момент стал непрофильным, и мне стали намекать, что надо либо защитить ещё одну диссертацию, экономическую, либо уходить.
Тогда-то меня и пригласили на работу в аграрный научный центр, но зарплаты там оказались низкими. Реально у меня в лаборатории было три сотрудника. Рабочие, которые там должны быть, получают 13-14 тысяч, а работать надо всё лето. Те, кто приходил, тут же увольнялись. Я проработал заведующим лабораторией два года, ощущение такое, будто был там разнорабочим…
На тот момент я уже подрабатывал в школе, и когда предложили полностью сюда перейти, согласился, но с условием, что буду развивать собственные проекты. У меня масса задумок, но проблема в том, что их некому реализовывать — с кадрами гигантская беда.
В каждой школе города не хватает по 7-10 учителей, поэтому у всех нагрузка больше, чем хотелось бы, со всеми вытекающими последствиями.
Так и занялся этой проблематикой. Это альянс одновременно и экономики, и экологии. За два года мне никто ни разу не сказал, что я могу что-нибудь из этих средств украсть. Есть финансовый приход, есть расход в виде окон.
Каждый видит, сколько было расходовано средств, и сколько мы смогли набрать.
— Значит, коллеги вас поддерживают? Хотя, если, честно, трудно в это поверить: в любом коллективе найдутся и завистники, и сплетники…
— У нас все сложилось так, как надо. Директор сама из дома приносит макулатуру, завучи тоже всецело на моей стороне. Согласитесь, без такой поддержки набрать 17,5 т макулатуры было бы невозможно, даже отдельным классом или отдельной группой. У нас 1,8 тонны занимает целый грузовик, поскольку картон очень лёгкий и объёмный. Когда я впервые заказал «КамАЗ», мне прислали «ГАЗель». Тогда мы только начали собирать макулатуру, и все притащили всё со своих дач. Актовый зал у нас был завален полностью. Мы сами такого не ожидали.
Когда водитель присланной машины зашёл и посмотрел, можете представить, какая у него была реакция. Он спросил: «Что ж ты «КамАЗ»-то не заказал?», потом позвонил в компанию и договорился. Оказывается, они не думали, что в школе наберётся такой объём макулатуры — ожидали 300-400 кг, как это обычно бывает, а тут столько. Часть в итоге увезли на «ГАЗели», остальное забрал грузовик.
В общей сложности тогда было почти 2 тонны — наш рекорд!
Пластика мы собрали немного, всего 60 кг, но сейчас мы делаем упор именно на него. На территории «СибНИИСхоза» бумаги и картона уже почти не осталось.
— В самой школе вы тоже сбор проводите?
— Конечно. Дежурные по классу всегда проходят после уроков и собирают все бумажки. Бывает, что бумагу находят в коридоре, приносят и складывают в коробку.
В прошлом году учительница информатики собрала в пакет несколько коробок из-под пиццы и поставила возле двери кабинета, чтобы мне потом отдать. Дети подумали, что это уборщицы выставили мусор, схватили пакет и отнесли мне. Буквально через пять минут приходит учительница и говорит, что пропал пакет. Я ей ответил, что его уже сдали.
Когда мы праздновали Новый год, один из классов также сложил в чёрный пакет коробки из-под пиццы и просто выставил на выброс. Другой класс взял этот пакет, перебрал, потом они пришли и сдали 2 кг. После праздников я этим, которые решили выкинуть коробки, не подумав, рассказал, что другие за их счёт обогатились.
— А теперь, пожалуй, главный вопрос: о формуле успеха учителя Шепелева? Иначе говоря, как вам удалось мотивировать детей?
— Я предложил им сделать невозможное. Пришёл к старшим классам и сказал:
«Хотите сделать то, во что мало верят? Знаете, есть вещи, которые многие считают невозможными. Давайте сделаем что-нибудь невозможное. Соберём макулатуру, мы её сдадим и за счёт неё поставим хотя бы одно окно».
Ребята стали улыбаться, хохотать:
«Ну сами подумайте, Вячеслав Вячеславович, взрослый же человек, как можно за деньги от макулатуры вставлять пластиковые окна по 30 тысяч?»
Я предложил попробовать. Каждый раз писал на доске «мы набрали столько-то процентов от стоимости окна».
Многим было смешно. Когда перевалило за 50%, многие скептики начали видеть, что есть движение. А когда осталось 10-20%, эти же скептики говорили «ну тут же осталось немного, давайте доберём».
Сделали последний рывок, прибрались дома в тумбочках и собрали столько, сколько надо.
Когда поставили первое окно, были сомнения, что сейчас все выложились полностью и дальше ничего не будет. После третьего окна сомнения пропали окончательно. Ситуация сильно изменилась за два года — сейчас моими ближайшими союзниками стали родители, которые раньше со мной из-за сбора вторсырья ругались.
В магазинах картон тоже специально выставляют на улицы, зная, что дети придут и подберут. Предприниматели тоже довольны. И люди извне тоже приносили нам макулатуру. Если такое происходит, лично все сам смотрю, мало ли что может быть… Мы полностью учитываем безопасность, пожароопасность, насколько это возможно.
Всё это делать трудно, на это нужно время, но мы всё равно стараемся это продвигать.
У меня есть масса предложений для региональных властей по созданию централизованной системы для школ, чтобы собираемое вторсырьё вывозилось и город был чище. Компании, которые занимаются вторсырьём, выезжают только тогда, когда нужно загрузить от 400 кг. Если бы машина приезжала каждую неделю, мы бы больше занимались пластиком и смогли бы начать собирать металлолом. Нам просто негде это хранить — сейчас мы собираем всё за 2-3 дня до вывоза.
Подобный опыт есть в других странах, особенно это считается модным и престижным на Западе. Контейнер ставится возле школы, где он набирается 2-3 дня. Потом его отвозят в другую, и так он курсирует по 7-8 учебным заведениям. Он ставится где-то во дворе школы, а это решает вопросы безопасности и пожарной охраны.
Это позволило бы решить ряд проблем с мусором в регионе, он бы лучше перерабатывался, плюс это позволило бы решить ряд экономических проблем образовательных учреждений.
Плюс, это экологическое воспитание. Многие наши ученики понимают, что выброшенный куда попало мусор — это загрязнение окружающей среды.
Кроме того, сбор вторсырья — это трудовое воспитание. Многие ученики вызываются помочь таскать макулатуру после уроков. Поскольку я учитель географии, работаю со всеми классами, с 6-го по 11-й. Часов моего предмета мало, но с детьми всё равно общаюсь, пусть и не на уроках.
Часто спрашивают «а на каком мы месте, а когда мы получим наше окно?».
Это соревновательный дух!
— Происходили ли какие-нибудь курьёзы?
— Был случай, когда в одном из кабинетов мальчишки собирали макулатуру, сдавали, победили и им поставили окно. Потом пришли ученики из другого класса и начали как-то неаккуратно к нему относиться. «Хозяевам» показалось, что они его могут как-то повредить, подошли и сказали: «Если с этим окном что-нибудь случится, то имейте в виду».
Даже пригрозили.
Обычно ученикам безразлично школьное имущество, а тут они понимают, что заработали на него своим трудом. Это тоже воспитательный эффект — дети сами чувствуют, что это их труд.
Это не кто-то для них сделал, не государство, не родители. Это их собственное достижение.
— Ваш рецепт решения экологических проблем в Омске?
— Отслеживаю общую ситуацию. Мы заняли 85 место среди всех регионов, то есть последнее. Перед новым губернатором стоит гигантская задача и я очень рад, что он взялся за ликвидацию свалок и гоняет чиновников.
Я ходил по высоким кабинетам два года, выслушивал похвалу в свой адрес, все говорили, что всё хорошо, но я то просил реальную помощь — материальную и информационную. Мне очень хотелось бы, чтобы чиновники провели вместе с нами какую-нибудь акцию, чтобы это видели родители, ученики… Так можно было бы придать бОльше значимости нашему проекту.
Увы, пока нас поддержал только депутат Дмитрий Иванович Лицкевич. Благодаря ему поставлено окно в начальной школе. Сейчас нам обещает помочь с акцией и депутат Веретено: привезти макулатуру, которую они на предприятии сами собирали, и рассказать ученикам о важности того, чем они занимаются.
А так пока мы от чиновников ничего, кроме «ты молодец», так и не получили.
— Спасибо за беседу!
Павел Астремский
ОТ РЕДАКЦИИ:
Проект омского учителя географии с ученой степенью кандидата сельхознаук, безусловно, заслуживает внимания руководства региона. Работу по созданию шепелевских «Банков Гимназии», конечно же, надо распространить на все учебные заведения.
Это решение лежит на поверхности, но, увы, не для нашего чиновничьего болота. А значит, надо сделать так, чтобы именно Вячеслав Шепелев, научивший школьников делать «невозможное», получил возможность реализовать дело всей своей жизни на территории Омской области.
При этом, надо отдавать себе отчет в том, что реализация масштабного школьного экологического проекта по замыслу учителя Шепелева имеет, кроме прочих достоинств, еще и огромной воспитательный потенциал, значение которого трудно переоценить.