Как сообщает «Коммерсант» в Перми возобновили расследование уголовного дела о падении Boeing 737 14 сентября 2008 года, повлекшим гибель 88 человек. Уголовное дело возобновлено по жалобам потерпевших в адрес руководства СКР и Генпрокуратуры, которые считают, что в рамках расследования были установлены не все обстоятельства катастрофы, а также не все виновные лица. В рамках нового расследования назначена дополнительная авиационно-техническая экспертиза. По словам собеседников «Коммерсанта» из числа силовиков, «дополнительная экспертиза никаких новых данных не представит, перспектив для дальнейшего расследования нет».
«БК55» напоминает, что 14 сентября 2008 года Boeing 737-500, следовавший рейсом Москва (Шереметьево) - Пермь, в 5 часов 10 минут по местному времени упал в овраг рядом с Транссибирской магистралью, повредив железнодорожное полотно. Причина катастрофы - потеря экипажем, прежде всего командиром воздушного судна (КВС) Родионом Медведевым, пространственной ориентации. КВС резкими несоразмерными движениями штурвала ввел самолет в интенсивное левое кренение, в результате чего воздушное судно перевернулось и столкнулось с землей.
В дальнейшем выяснилось, что при работе с экипажем был допущен ряд незначительных нарушений технологий и неточностей при ведении радиообмена с диспетчером, однако прямой причинно-следственной связи между ними и катастрофой не было. В 2012 году было вынесено постановление о прекращении уголовного дела. В его рамках было установлено, что в свой последний рейс Boeing отправился с двумя так называемыми отложенными неисправностями (при которых воздушное судно может совершать полеты): нерабочей бортовой системой предупреждения столкновений и неисправностью автомата тяги двигателя.
Последнее приводило к проявлению эффекта разнотяга на средних оборотах двигателей. В итоге следственными органами был сделан вывод, что указанные неисправности также не оказали непосредственного влияния на падение самолета, хотя авиационные эксперты посчитали разнотяг той самой причиной, с которой началось «кувыркание» самолета. Когда пилоты отключили автопилот, именно разнотяг мог стать причиной появления крена самолета, после чего пилоты и потеряли ориентацию и вместо исправления крена начали его увеличивать.
«Коммерсант» цитирует адвоката Игоря Трунова, представляющего интересы ряда потерпевших, который подтвердил, что те действительно добивались возобновления расследования и проведения дополнительной экспертизы, так как в уже проведенной экспертизе «есть вещи, которые остались без ответа». При этом адвокат отмечает, что потерпевшим вряд ли удастся добиться пересмотра итогов расследования, поскольку сейчас дополнительную экспертизу будет проводить МАК, который не заинтересован в получении новых результатов, поскольку он уже сделал свои выводы в прошлый раз, а независимую экспертизу можно будет провести только в рамках судебного разбирательства, инициировать которое могут только родные погибшего КВС как виновника катастрофы.
«БК55» напоминает, что многочисленные очевидцы, а также записи камер видеонаблюдения доказывали, что падающий самолет горел в воздухе. Однако в официальном отчете о возгораниях на борту самолета нет ни слова. Возможно, по этому поводу что-то прояснит новое расследование.
Игорь Федоров