Как стало известно омич, генерал-майор полиции, бывший начальник Томского УМВД Игорь Митрофанов, проведя в колонии менее одного года из восьми с половиной, назначенных судом, выходит на свободу в связи с отменой вынесенного ему приговора.
Напомним читателю его поучительную историю.
Свою карьеру в полиции Митрофанов начинал в Омске, где прошел путь от оперативного работника уголовного розыска до заместителя начальника Омского УВД при генерале Камерцеля. В 2004 году Митрофанов был назначен первым заместителем начальника ГУВД по Красноярскому краю, а ещё через несколько лет уже в звании генерал-майора полиции возглавил УМВД по Томской области.
В мае 2016 года в отношении него СК РФ по материалам ФСБ было возбуждено уголовное дело о получении взятки в особо крупном размере от томского предпринимателя Кривошеина. Также он обвинялся в злоупотреблении служебными полномочиями. Дело это получило широкое освещение и резонанс в федеральных СМИ. В августе 2019 года Ленинский районный суд г. Томска вынес в отношении генерала уникальный по результату приговор.
Суд признал его виновным по всем пунктам обвинения и назначил наказание в виде восьми лет лишения свободы, но условно.
Оказывается, такое возможно. Приговор бывшему начальнику УМВД по Томской области вошел в топ-30 событий в России по рейтингу «Петербургская политика» и немного не дотянул до судебного решения в отношении бывшего министра юстиции Валентина Ковалёва, который за взятки и хищение получил девять лет условно. Никто из участников судебного процесса приговор не обжаловал, и он вступил в силу.
Казалось, Игорь Митрофанов отделался лёгким испугом, сохранив свободу в ситуации, в которой, как свидетельствует отечественная судебная практика, сохранить её невозможно.
Однако карма его всё-таки настигла. Зимой 2021 года, находясь в Салехарде, генерал совершил смертельное ДТП. Машину, которой он управлял, занесло на скользкой дороге, в результате погибла женщина, переходившая дорогу по пешеходному переходу. Митрофанов свою вину признал. За это преступление его судил Салехардский городской суд, который отменил условное осуждение, назначив один год и шесть месяцев лишения свободы за смертельное ДТП, а по итогу приговорил бывшего генерала к восьми с половиной годам колонии строгого режима.
Обжалование этого приговора в апелляции ни к чему не привело, и генерал поехал отбывать срок в колонию для сотрудников правоохранительных органов.
И вот в самом скором времени он возвращается домой, переломив-таки свою судьбу.
За разъяснениями о причинах произошедшего корреспондент БК55 обратился к Андрею Хабарову, который защищает Митрофанова с момента возбуждения уголовного дела по взятке.
Вот его комментарий:
— Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, что находится в Челябинске, изменил приговор. Постановлением кассации решение Салехардского городского суда и поддержавшей его апелляции об отмене Митрофанову условного осуждения и замене его реальным лишением свободы в колонии строгого режима признана судебной ошибкой. Постановлено исполнять приговоры самостоятельно. Что это значит?
— Говоря иначе, приговор Ленинского районного суда Томска с условным сроком исполняется отдельно от приговора по делу о ДТП. Что касается последнего, то кассация постановила считать Игоря Анатольевича осуждённым по ч. 3 ст. 264 УК РФ к одному году и шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Через несколько дней после провозглашения кассационного решения Митрофанов был переведён из колонии строгого режима в колонию-поселение, где сейчас находится.
— Андрей Евгеньевич, в чем причина именно такого кассационного решения?
— В незаконности и не мотивированности измененных им судебных решений. Находясь на испытательном сроке, Игорь Анатольевич совершил разнородное с первым неосторожное преступление, предпринял все возможные действия по заглаживанию причиненного вреда, компенсировал родственникам причиненный моральный вред в сумме, многократно превышающей размер такового, исходя из актуальной судебной практики, сделал это добровольно без наличия к нему каких-либо требований. Во время испытательного срока не допускал нарушений условий условного осуждения, характеризуется положительно, исполнил дополнительный вид наказания в виде штрафа.
Никаких законных оснований вести речь о высокой степени общественной опасности осужденного, требующей замены условного наказания, у судов не было. Решение Салехардского городского суда носило произвольный характер и основывалось исключительно на внутреннем убеждении судьи.
— Внутреннее убеждение это конечно здорово, но для вынесения законного решения его оказалось недостаточно. Почему?
— Статья 17 УПК РФ требует, чтобы внутреннее убеждение суда основывалось на совокупности имеющихся в деле доказательств, а таковых для отмены условного осуждения в деле не имелось. Ямало-Ненецкая апелляция подошла к выполнению своих профессиональных обязанностей формально, утвердив своим решением очевидно порочный с точки зрения закона приговор. Её правовым бездействием допущенная судебная ошибка была легитимирована.
— Игорь Митрофанов будет освобождён?
— Надеюсь, в самое ближайшее время. Дело в том, что за несколько дней до решения кассации, а именно 15 марта 2023 г. Конституционным судом РФ вынесено постановление № 8 — П «По делу о проверке конституционности части третий. 1 ст. 72 УК РФ в связи с жалобой гражданина Алексеева Г.А.».
Этим постановлением разрешен давно стоявший на практике вопрос, как быть в тех случаях, когда в силу судебной ошибки лицу был назначен более строгий вид исправительного учреждения, чем тот, в котором ему надлежало отбывать наказание в силу пересмотренного вышестоящей судебной инстанцией приговора.
Конституционный суд постановил, что в таких случаях надлежит производить перерасчет отбытого лицом в ошибочно назначенном ему исправительном учреждении срока лишения свободы посредством использования коэффициентов, установленных в настоящее время для зачёта в срок лишения свободы времени содержания под стражей.
Если проще, то отбытый Игорем Анатольевичем в силу судебной ошибки срок в колонии строгого режима должен быть пересчитан, исходя из расчёта один день колонии за два дня в колонии — поселения. Исходя из этого расчёта, мой доверитель уже давно отбыл назначенное ему наказание и должен находиться среди членов своей семьи. Мною подано в его интересах соответствующее заявление в районный суд по месту нахождения колонии — поселения. Судебное рассмотрение уже назначено.
— Томские СМИ называют приговор генералу Митрофанову не иначе, как «переплюнувшим скандальное на весь мир дело Васильевой?» Как это прокомментирует адвокат Хабаров, защищавший генерала?
— Малоизвестный факт, но уголовное дело по заявлению Кривошеина дважды прекращалось за отсутствием в действиях моего подзащитного состава преступления. То, что это дело в дальнейшем оказалось на рассмотрении в Ленинском районном суде г. Томска стало следствием ряда субъективных и объективных причин, которые помимо воли Игоря Анатольевича переплелись в один фатальный для него узел.
Основная из них, конечно, позиция федеральной службы безопасности, которая в правовом пространстве равна непреодолимой силе. Но это не привнесло в действия Митрофанова состава взятки и злоупотребления.
Вот и получился приговор из категории «нельзя ни не осудить, ни посадить».