Как и его предшественник, новый глава Омского региона не скупится на пиар, но действует более энергично.
Сегодня ровно месяц прошёл с момента, когда мало кому из омичей известный Виталий Хоценко, назначенный Путиным врио губернатора, прибыл в город на Иртыше.
Корреспондент БК55 попытался сравнить действия нового главы региона с его предшественником.
Назначение
Назначение Александра Буркова в 2017 году проходило в экстренном порядке, в тот самый момент, когда местные олигархи под предводительством авторитетного Димы Павлова, наследника бизнес-империи генерала Камерцеля, главаря, так называемой «немецкой группировки», делили власть в Омске, взяв, по сути, в заложники действующего губернатора Назарова.
Примечателен тот факт, что эсер Бурков оказался тогда чуть ли не единственным кандидатом на пост губернатора Омской области.
Конечно же, были попытки найти претендентов из правящей «Единой России», однако желающих добровольно поехать в ограбленный олигархами Омск с его с нищенским бюджетом, упавшим до 13 млрд рублей, увы, не оказалось.
Вот тогда-то и появился звездный шанс у уральского варяга Буркова, одного из лидеров «Справедливой России», согласившегося взять этот очень «тяжелый» чемодан без ручки. И, с благословения президента Путина, отправиться в Сибирь.
Для ликвидации последствий пребывания на посту своих предшественников…
А также усмирять распоясавшиеся местные элиты.
Вряд ли Александр Леонидович отдавал себе тогда отчет о последствиях… А между тем, этот, 2017-й, был годом триумфа вышеупомянутой немецкой группировки и ее друзей-основателей: генерала Камерцеля и двух замов Генпрокурора Чайки — Гриня и Буксмана, превративших Омск в генеральскую вотчину…
И с которыми, собственно говоря, и должен был по факту разобраться наш уральский варяг Бурков. Шансов можно сказать ноль, но… Если справится, молодец!
Не справится, ничего страшного — репутационные потери понесёт всего лишь «Справедливая Россия» и ее лидер Миронов.
Сегодня доподлинно неизвестно о наличии каких-то других претендентов, готовых пять лет спустя сменить уже омского губернатора Буркова, но как бы там ни было, в случае с Хоценко Кремль «убивает сразу двух зайцев».
Во-первых, как бы завершает процесс не самого удачного опыта по назначению «губернаторов-технократов» из других парламентских партий, а во вторых — ещё и демонстрирует обществу новую и, как представляется, весьма перспективную в нынешних реалиях модель, когда назначенцем на высокий государственный пост становится «выходец из ДНР» или участник СВО.
Итак, пост губернатора Омской области возвращен человеку из «Единой России».
Правда, сразу же возникают вопросы о том, почему новый глава региона стал партийцем всего за неделю до утверждения на должность, но это можно объяснить его предыдущим назначением и высоким патронажем…
Ну, явно не на ровном месте у Виталия Хоценко знакомство с Андреем Турчаком началось.
Стартовые условия
Бурков пришёл в нищую Омскую область, превратившуюся, как было сказано выше, в банальную кормушку для олигархов, измученную нескончаемыми войнами между губернаторскими и мэрскими кланами. А после крушения монополии шишовского «Мостовика», на подряде у которого осваивали бюджетные миллиарды почти все омские компании, фактически перестала существовать строительная отрасль региона.
Кроме того, в Омск за весь постсовесткий период так и не зашел не один сколько-либо значимый инвестор. Не пустили!
«Камерцелевские» к приходу Буркова находились в зените своего могущества. Они одержали верх над давними соперниками по клановым войнам — «голушкинскими» и «моревскими», подмяли под себя омский горсовет, облправительство и мэрию… И едва не посадили в кресло градоначальника «своего» человека — бывшего вице-губернатора Гребенщикова…
Немногочисленной команде Буркова пришлось разруливать патовую ситуацию с выборами мэра буквально с колес. И они с этим справились при непосредственной поддержке федералов: сотрудники УФСБ (не наши, московские) за два дня до выборов арестовали главного претендента на кресло мэра Омска Станислав Гребенщикова.
Ну, а дальше в ходе искусно проведенной многоходовки мэром стала Оксана Фадина.
Буркову пришлось начинать работать в Омске в условиях, когда реальная власть в его собственном правительстве принадлежала серому кардиналу Бондареву, действующему генералу ФСБ, занимавшему пост Зампреда, его свояку, министру Стороженко, и бывшему сотруднику УФСБ по Омской области вице-губернатору Компанейщиковым…
Официальная причина ухода Буркова звучала дважды — сперва из уст министра образования, а потом об этом высказался и Андрей Турчак. Назарова же «ушли» вообще без каких-либо объяснений — видимо, Москва была недовольна вообще всей его деятельностью.
С олигархами, кстати, Бурков, настроенный весьма миролюбиво, первоначально планировал выстроить некое сотрудничество.
Вот его весьма комплементарная оценка деловых качеств местных олигархов:
Элита здесь в целом разумная! Это состоявшиеся люди, у которых в жизни всё получилось, и главное — что они продолжают жить и работать в Омске. Диалог с ними выстроен. Он непростой, потому что это крутые ребята, с высокой самооценкой, но всё в порядке, — вот так подвел итоги «ста дням» Бурков, высказавшийся о людях, с которыми впоследствии ему надо было вступить в открытую борьбу, без компромиссов, действуя по принципу: либо я, либо — они!
Увы, Буркову удалось одержать несколько важных побед на очень короткой дистанции. Но в долгую, не получилось… И как тут не вспомнить о средневековом мудреце Макиавелли с его Законами Власти, которые Бурков не единожды нарушил.
И проиграл…
А что же Хоценко?
Этот посланец Путина прибыл в регион, когда претендовавший еще недавно на всю полноту власти «немецкий клан», после отставок Генпрокура Чайки и его замов Буксмана и Гриня, фактически обескровлен… Разгромлена и другая могущественная группировка Андрея Голушко, десятилетиями соперничавшего с «немцами»: у самого Голушко отняли «ОмскГоргаз», его главный бизнес-актив, а компаньона и друга, Сергея Калинина, посадили на 16 лет в колонию строго режима.
Ушли в небытие, прежде всего с политической сцены, «моревские», а также группа «сажевого» короля Каплуната, банкира Волкова и Федотова.
Таким образом, площадка для деятельности претендента на пост нового губернатора расчищена или, правильнее, зачищена…
Безусловно, врио главы региона предстоит начинать в Омске не просто в более благоприятных условиях, но еще и при высочайшем уровне поддержки, которую наглядно продемонстрировали на днях лидер Единоросов Андрей Турчак и начальник местного УФСБ Алексей Савченков…
Первый по прибытию в Омск, объявил о выдвижении кандидатуры Хоценко в губернаторы партией власти. А второй, на недавнем концерте маэстро Гергиева, будет замечен по правую руку от врио Хоценко… Речь о генерале Савченкове, объявившем, хочется это верить, бескомпромиссную борьбу с «оборотнями в погонах» в силовых структурах Омска, на которых, собственно, и держалась власть омской олигархии.
Две очень важные детали, значение которых трудно переоценить.
Иначе говоря, у Хоценко в Омске, пожалуй, впервые за последние три десятилетия, появился шанс заручиться поддержкой самой влиятельной сегодня силовой структурой региона в лице генерала Савченкова, с одной стороны, а с другой — политиками-тяжеловесами из партии власти, такими как Турчак.
Если это действительно так, то у нового губернатора появятся ДРУГИЕ возможности для созидательной деятельности в нашем регионе. Если, конечно, он будет нацелен именно на созидательную работу. По крайней мере, сейчас некому будет вставлять ему палки в колеса, как это делали враги Буркова, устроившие с помощью силовиков охоту с гиканием и улюлюканьем в СМИ на его ближайшее окружение.
Отметим, пока сам врио Хоценко не демонстрирует интереса к сближению или даже заигрыванию с омскими элитами, как это делал Бурков. Не то дистанцируется от них, не то пока просто «прощупывает почву», присматриваясь к представителям крупного местного бизнеса, обзаведшегося по примеру олигархов из 90-х собственными медиахолдингами: Капустину, Антропенко, Волкову с Федотовым и Каплунату…
А также семейству Фридманов, которые до сих пор не были замечены в «играх в политику», что, впрочем, не мешает им иметь и сохранять при всех губернаторах весьма большой политический вес в регионе.
Вряд ли кто-то из вышеперечисленных омских олигархов будет пытаться свергнуть Хоценко, как они это делали с Бурковым. Скорее мы увидим стремление войти в доверие, заручится поддержкой, дабы оказать влияние на политику будущего губернатора.
Как это уже реально пытаются делать представители клана Антропенко:
Первые действия
Отметился Александр Леонидович в первую очередь не чем-нибудь, а хлынувшим изо всех щелей пиаром: чередой громких заявлений и активных действий, не в последнюю очередь пытаясь показать омичам, что он «свой».
Врио Бурков, с наскоку, объявил о намерении решить в одночасье массу накопившихся и не решаемых региональных проблем: тут сразу и отток населения, и обманутые дольщики, и не видавшие капремонта образовательные учреждения, и льготы для муниципальных районов, и многое, многое другое…
В том числе и набившие оскомину омское метро, гидроузел на Иртыше и аэропорт Федоровка. Чем, безусловно, вызвал насмешки и недоверие омичей, повидавших до него всякое и… всяких!
Сейчас мы видим схожую картину: ежедневно новостная лента пополняется за счёт формируемых Виталием Хоценко инфоповодов.
Основная проблематика повестки сохраняется прежней — мизерный бюджет, трещащий по швам от старости жилищный фонд, изношенные коммуникации, дороги, масса недостроев, нищее и закредитованное население, недовольное своим положением, смог и мутная иртышская вода.
Практически сразу же оба политика, Бурков и Хоценко, решили перевезти в город семьи, причём обе первые леди продемонстрировали восхищение местным климатом и погодой. К примеру, экс-губернатор Бурков озвучил журналистам желание Татьяны Бурковой видеть побольше солнца…
А вот Алёна Хоценко высказалась по этому поводу сама:
Впечатления прекрасные. Город очень солнечный. Свежий воздух такой у вас. Холодов мы не боимся. Самое главное — здесь люди замечательные! Не со многими ещё получилось пообщаться, но очень светлые и отзывчивые люди, в то же время сильные, смелые, всегда готовые помочь, — сообщила Алёна Хоценко прессе.
Медийный имидж Виталия Хоценко, который «свой» и «с народом», формируется, как положительный (спортсмен, семьянин, активный), что идёт несколько вразрез с его достаточно брутальным образом. Омичам, наверняка, надолго запомнится видео из телеграм-канала, где по деревенскому пепелищу харизматичного Хоценко катает на УАЗе Патриот колоритная старушка в платочке и за рулем.
Впереди выборы…
И конечно же, многочисленные «друзья» Олега Зарембы, бурковского соратника, а ныне министра региональной политики в правительстве врио губерернатора Хоценко, которого эпатажный сажевый магнат Каплунат, сравнивал и с Макиавелии, и кардиналом Мазарини, будут ревниво отслеживать каждый шаг этого бывшего медийщика, отвечающего сегодня, ни много, ни мало, за успех на предстоящих выборах посланника Путина…
Кстати, Бурков, ещё будучи врио, признался журналистам в «детских грехах»: воровстве хлеба и увлечении кустарной пиротехникой (от самой большой его шалости в жилом доме повышибало оконные стёкла).
С кадровой политикой ситуация весьма похожа — Бурков сразу же пообещал никого из правительства не увольнять, напротив, активно «работать с местными кадрами», но столкнувшись с противодействием аппарата будет вынужден провести серьезные кадровые чистки, уволив вышеупомянутых Зампреда Бондарева, министров Стороженко и Компанейщикова…
Вот и Хоценко объявил, по аналогии, что намерен трудиться со старой командой, и на данный момент поменял лишь только пресс-секретаря.
Кстати, Хоценко, как и Буркову, делаются публичные и, с разных сторон, подсказки с пожеланиями уволить якобы максимально утративших доверие народа министров…
Бурков в течение первой же недели своего пребывания в Омске поставил своих кураторов контролировать работу правительства. Двое из них — Ушаков и Заремба — в итоге заняли министерские кресла, причём Заремба попал на своё место, сделав большую петлю через мэрию.
Хоценко, не смотря на стремление работать с местной командой, тоже назначил замом своего человека из Донбасса — полковника Андрея Шпиленко.
Посещение мероприятия с участием одного из омских спортивных клубов — это уже классика.
Однако, если Виталий Хоценко начал с футбола, на который пошёл в шарфе «Иртыша», то Александр Бурков сидел в VIP-ложе на матче «Авангарда», а на память получил ещё и именной форменный свитер хоккейной команды.
Любопытный факт — Бурков сразу же после прихода заговорил про метро, «Омск-Фёдоровку» и гидроузел.
Его сменщик эти темы старательно обходит стороной, за исключением гидроузла, который всё-таки начали строить.
Однако Хоценко вроде бы вдохновился другим омским проектом «самой большой в Европе» «меганабережной», о котором ему рассказали в горсовете и который достался ему «в наследство» от Буркова.
Построит или нет, вот вопрос?
«Вечнонезелёная» для Омска проблема экологии заинтересовала Буркова с первых же дней. Его сменщик на этот счёт пока загадочно молчит, единожды упомянув про перевод частных домохозяйств на газ. При этом пока ни слова о проекте аналогичной замены казахского угля на газ для ТЭЦ-5, заваливающей город радиоактивным пеплом, хотя разговор об этом поднимался уже на федеральному ровне.
Зато проблемы с дофинансированием региона обещали решать оба, причём каждый по-своему — бывший губернатор обратился к федеральному Минстрою за деньгами, а Хоценко, даже к Минобороны:
Вплоть до решения обратиться за помощью по строительству к Минобороны.
Наши читатели в комментариях тут же и не без ехидства задались вопросом: представляет ли себе Виталий Павлович, как строит стройбат.
В свое время, с «немецким» и. о. мэра Фроловым у Буркова не заладилось настолько, что экс-главе региона быстро нашел ему замену: выбор пал на Оксану Фадину… С Фадиной, как впоследствии и с Сергеем Шелестом, Бурков выстроил, если не полноценное сотрудничество, то, по крайней мере, мирное сосуществование.
При Хоценко мэр Шелест поддерживает каждое слово, сказанное врио. Искренне или нет, возможно, узнаем позже.
В целом, и Александр Бурков, и Виталий Хоценко в первый месяц своей работы занимались выстраиванием медийного образа и ознакомлением с повесткой сибирского региона с очень суровым «характером».
В рамках этого материала мы не берёмся судить, хорошим был губернатор Бурков или плохим, но нельзя не отметить тот факт, что создать условия для восстановления региона из руин у него вышло прежде всего потому, что именно Бурков поставил крест на бесконечных клановых войнах города и области и привел в Омск крупнейших инвесторов.
Особо отметим тот факт, что при губернаторе Буркове не было ни одного ЧЕРНОГО передела рынка. Он, лично, не участвовал ни в одном мероприятии по отъему собственности! И даже пытался, безуспешно, отстоять легендарную Омскую компанию «Оша», которую целенаправленно уничтожили руками бывшего начальника налоговой Репина, при активной поддержке прокурорских.
Виталию Хоценко же сейчас предстоит выполнить гигантский объём работы за короткий период времени (до выборов губернатора в сентябре текущего года), опираясь на все имеющиеся у него ресурсы.
У Буркова этот период до выборов был в два раза больше — почти год.
И последнее.
1. Удастся ли новому омскому губернатору остановить безжалостное уничтожение олигархами и чиновниками регионального Минкульта уникального культурно-исторический облика третьей столицы России, складывавшегося в течении более трех столетий?
2. Сможет губернатор Хоценко пойти дальше… Возродить Ильинскую церковь, построенную нашими благочестивыми предками в честь Илии Пророка, невидимого покровителя города и омичей, которую взорвали большевики. Теперь на Ильинской горке стоит памятник Ленину, а сама горка переименована в Ленинскую.
Вопрос о возрождении этого храма поднимался при Буркове. Авторы идеи предлагали и храм возвести, и памятник Ленину сохранить, примирив тем самым «красных» и «белых», верующих и атеистов… Не получилось! Против единым фронтом выступили омские «навальнята» (Алексей Навальный включен в список террористов и экстремистов; учрежденный им ФБК включен Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иноагента, признан экстремистской организацией и запрещен в РФ), объединившиеся с коммунистами из местной КПРФ.
Губернатор Бурков, которого, в отличие от Хоценко, никто из омичей никогда не видел ни на одном праздничном богослужении, промолчал, тихо перейдя на сторону идейных борцов с исторической памятью…
Но времена меняются…
Павел Астремский