В омских вузах распространяется немецкоязычный швейцарский журнал Televizion, подробно транслирующий западную пропаганду в отношении СВО на студенческие умы.
Информационная война достигает поистине невероятных масштабов: если в годы Великой Отечественной нацистской Германии приходилось сбрасывать листовки на мирных жителей СССР с самолётов и вести радиоэфир (а советское правительство заблаговременно позаботилось о том, чтобы в начале войны население сдало все индивидуальные приёмники), то теперь выпускаемую противником прессу можно обнаружить глубоко в тылу.
Предназначенную при этом для весьма внушаемой социальной группы — студенчества. В связи с этим у нас возникает множество вопросов, которые нельзя не задать.
Но сначала остановимся на самих текстах, с которыми мы ознакомились в переводе. Они изобилуют откровенно «громкими» словами, ориентированными на эмоциональную реакцию у читателя: «геноцид», «хаос», «война», сдабривая это дежурными напоминаниями о «российской дезинформации» и «пропаганде». Тематика стоит особняком: пустышечное «исследование» украинского сегмента TikTok, не несущее в себе вообще никакой смысловой нагрузки, следом за ним некая пародия на аналитику в виде изучения рисунков украинских детей до 14 лет (где-то в загробной жизни громко смеётся Анна Фрейд) с претенциозно «серьёзными» выводами. И всё в таком духе.
Самый интересный материал — про повседневность российских детей, написанный некоей гражданкой РФ. Основной посыл статьи заключается в том, что… «российские дети являются жертвами «промывания мозгов», индоктринации, запугивания и разобщённости». Такое ожидаешь увидеть в какой-нибудь из запрещённых в России соцсетей, но никак не в распространяемом в государственных (!) вузах журнале.
Отметим, что апелляция идёт сугубо к эмоциональной составляющей, которая, как учат в тех же самых вузах, производит наиболее сильное воздействие. Если проявить здоровый скепсис (он у молодёжи есть в достаточном количестве) и начать разбирать фактуру, то будет как в том анекдоте: «всё верно, только не Рабинович, а Иванов, и не «Волгу», а сто рублей, и не в лотерею, а в карты, и не выиграл, а проиграл».
При этом патриотическое воспитание по какой-то неизвестной причине возводится в разряд преступлений. Автор загадочно умалчивает, что «с той стороны» культивируется ненависть к России и ко всему русскому, а штампы пропаганды не изменились со времён Холодной войны.
Можно собрать некий «стандартный набор» смыслов, которые через эту статью закладываются западной пропагандой в головы людей, чтобы сделать выводы о способах их доставки. Итак, «Россия плохо», потому что:
- в России цветёт империализм;
- в России прославляют свою армию и свой флот;
- в России нет свободы слова;
- в России детям запрещают выходить на митинги.
Полагаем, если бы предпоследний пункт действительно имел место быть, этой статьи бы не было. Но какие цели преследуют эти высказывания? Можем предположить, что автор имеет в виду следующее:
- в России не должно быть национальной идеи;
- в России не должно быть вооружённых сил;
- в России не должно быть никакого контроля над медиа;
- в России нужно приучать детей выходить на митинги с пелёнок.
Или, если подытожить, чтобы тут не было никакой страны, а была только толпа нищих блогеров, пишущих в Твиттере о том, как всё плохо.
Вот это, по мнению автора статьи, пытается предотвратить «российская пропаганда». Если начать писать детальные опровержения по каждому из пунктов, то это займёт не один день, да и смысла мало — до адресата не дойдёт. Так, западные государственные СМИ, например, до сих пор обижены, что их в Твиттере называют «государственными СМИ». Видимо, неприятно, когда тебя по лбу бьёт твой же собственный принцип замера «свободы слова».
Создаётся непонятная обстановка, в которой противник почему-то всегда на шаг впереди в информационной войне, да ещё и бьёт по слабому месту. В искусстве манипуляций, которое «гражданка РФ» приписывает России, недружественные страны и их некоммерческие организации сильны исторически.
Но есть и другие факторы. Например, замшелость наших собственных медиа, которые после отмены цензуры всё ещё не дотягивают по уровню даже до советского агитпропа. Основной упор делается на телевидение, доля которого на рынке медиаресурсов в действительности, хотя и не резко, но сокращается. С одними и теми же лицами на протяжении многих лет.
Здесь имеет место быть и неправильная работа с новым поколением. Что-то про молодёжный фестиваль «Полюшко-поле» и чиновников, которые в 2-3 раза старше тех, с кем они должны работать, и которые сами понятия не имеют, что они должны делать. Вот и выполняется это всё по морально устаревшим лекалам канувшей в небытие советской эпохи. А люди сильно изменились с того времени.
Необходимо вести системную работу по самым разным направлениям. Патриотическое воспитание можно подавать в виде игры, чтобы и было понятно, что это, и было интересно. Общий уровень грамотности во многих сферах можно подтянуть, исправив историческую ошибку в системе образования. Сделать обучение увлекательным, а не занудным, чтобы у молодёжи формировалось собственное мнение, но не навязанное Западом, а объективное.
Всего этого можно достичь с минимумом усилий — ресурсы наличествуют, нужно лишь правильно ими распорядиться.
В какой-то мере нынешнюю молодёжь можно считать «потерянным поколением»: старой системы «пионеры-комсомол-партия» уже не было, а вырабатываться новая начала сравнительно недавно (РДШ официально появилась только в 2017 году).
Напомним, по Конституции РФ в нашем государстве не может быть никакой идеологии. Возникает противоречивая ситуация, когда инструмент для достижения цели есть, а сама цель отсутствует. Существует определённая система ценностей, которую продвигают государственные институты (т. н. «духовные скрепы»), однако конкретики она никакой в себе не несёт, а все тезисы можно свести к «мы за всё хорошее, за Родину, и против всего плохого». В то же время идеологическим вакуумом может воспользоваться любой потенциальный противник, банально заполонив его своей пропагандой.
Что и делается по всем доступным каналам коммуникаций.
Тут вскрывается и другая слабость — стратегическая неповоротливость нашей собственной пропаганды, которая, с одной стороны, пытается оперировать каким-то конструктивом, а с другой — опирается на безликие догматы и тезисы, вытекающие из того же самого идеологического кризиса.
А ведь детям и молодёжи всего лишь надо давать наглядную картинку, чтобы они понимали, почему у них тут вообще есть Родина, и зачем она им нужна, почему они нужны ей. Показывать фотографии узников Бухенвальда, Дахау и Освенцима, сожжённые вьетнамские деревушки, горящие здания Белграда и воронки в Багдаде, «тени» жителей Хиросимы и «брёвна» отряда 731. И напоминать, чьих это рук дело и что люди никогда не меняются. Что в мире существует только один вид зла — рукотворный, что рано или поздно оно появится снова, и нужно всегда быть готовым к борьбе — а затем и к победе.