Как сообщает «Коммерcант», перед приездом в Санкт-Петербург глава КНР Си Цзиньпин заехал в Ашхабад, где при нем туркменская госкомпания «Туркменгаз» и китайская CNPC подписали контракт на поставку в Поднебесную еще 25 млрд. м3 газа в год и строительство комплекса по очистке газа от серы. Предварительное соглашение об этом было заключено в ноябре 2011 года. Газ планируется поставлять по будущей четвертой нитке газопровода между странами, которая пройдет через Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Сумма необходимых инвестиций не сообщается. В запуск первой фазы нового месторождения Галкыныш Туркмения вложила около $10 млрд., $8 млрд. из них предоставил Китай.
БК55 напоминает, что еще пять лет назад основным покупателем туркменского газа был «Газпром». В 2008 году Туркмения экспортировала в Россию более 47 млрд. кубометров природного газа из добытых 70,5 млрд. кубометров. Но газовые отношения Ашхабада и Москвы год от года обострялись, а в апреле 2009 года на ключевом магистральном газопроводе произошла знаменитая «авария», ставшая поводом для фактической остановки закупок. Ее причину не знают до сих пор; есть подозрение, что таким образом в кризис «Газпром» просто хотел отказаться от невыгодного контракта с Туркменистаном.
Сами туркмены, стремясь уйти от диктата России и попав в сложную ситуацию, начали активно продавать газ в Китай — первые поставки состоялись в декабре 2009 года. Газ в КНР поступает по первым двум ниткам газопровода, которые проходят через Узбекистан и Казахстан. В 2012 году поставлено около 20 млрд. м3. Достраивается третья ветка, ее планируют запустить в 2014 году, и поставки должны вырасти до проектных объемов в 40 млрд. С вводом четвертой нитки газопровода поставки можно будет увеличить до 65 млрд. м3 год. Это уже в 1,5 раза больше, чем планы поставок «Газпрома».
В результате, делает вывод «Коммерсант», позиции России в переговорах о поставках газа в КНР, которые, по сути, безрезультатно тянутся уже около десяти лет, только ослабевают. Так, в октябре 2009 года «Газпром» подписал с CNPC рамочное соглашение об основных условиях поставки в Китай. Оно предполагает строительство газопровода мощностью 38 млрд. кубометров газа в год с возможным расширением до 60 млрд кубометров. Но до реального контракта дело не дошло.
В сентябре 2010 года стороны подписали расширенные основные условия, которые все равно не сдвинули процесс с мертвой точки. Весной «Газпром» снова обещал быстрый прогресс в переговорах, но уже очевидно, что этого не произойдет. Вчера в монополии лишь сказали, что диалог с Китаем продолжается, не прогнозируя времени и параметров его завершения.
Содиректор «Инвесткафе» Григорий Бирг, опрошенный «Коммерсантом», уверен, что без еще больших существенных уступок «Газпрому» заключить контракт с Китаем на поставки газа уже не удастся: не испытывающая нехватки предложения страна довольно жестко ведет переговоры, настаивая на более низкой цене, чем в Европе. По оценкам эксперта, если Ашхабад и Пекин реализуют свои планы роста поставок, Туркмения будет обеспечивать 40% импорта газа в Китай.
Игорь Федоров