210 лет назад 13 января 1813 года русские войска, преследуя остатки разбитой армии Наполеона, переправились через реку Неман, являвшуюся границей Российской империи.
А перед этим в декабре 1812 года, французская армия перешла реку Неман и покинула территорию России. Завоевательный поход французского императора на Россию бесславно завершился.
Самым интересным, достоверным и информативным историческим источником об этом периоде следует считать записки графа Армана де Коленкура. Он единственный был до конца с императором, причем буквально, так как в повозке, в которой Наполеон бежал тайно из России, они были лишь вдвоем.
В 1807 году Коленкур был назначен послом Франции в России.
Будучи в Санкт-Петербурге, он подружился с императором Александром I и очень настойчиво рекомендовал Наполеону не нападать на Россию.
Но император отвечал, что он и не собирается завоевывать Россию, ибо это невозможно. Главной же целью похода на Москву была Англия. Дело в том, что Наполеон хотел задушить своего основного врага путем «континентальной блокады». Завоевав почти всю Европу, он принудил все европейские государства примкнуть к этой блокаде. Принуждал к этому он и Россию. Но русские нарушали данное условие и принимали в большом числе английские корабли в Архангельске.
Вот за это Наполеон и хотел наказать Россию.
Известно, чем закончилось это «наказание». Однако, как пишет Коленкур, Наполеон до последнего не терял надежды на победу. Он совершенно не чувствовал себя побеждённым, напротив, он полагал расположиться на зимние квартиры в Смоленске, собрать армию в кулак и на следующий год вновь атаковать.
Коленкур уже в начале ноября предупреждал Наполеона о морозах, но тот поначалу наотрез отказывался в них верить.
«Император никак не мог понять тактики Кутузова, оставлявшего нас в полном спокойствии. Погода была хорошая. Император опять несколько раз говорил, что «осень в России такая же, как в Фонтенбло, и сказками о русской зиме можно запугать только детей».
Но русские морозы, однако, наступили, и это обернулось не сказкой, а трагедией. В Смоленске, вопреки ожиданиям Наполеона, запасов продовольствия оказалось слишком мало. И армия стала гибнуть и от голода, и от морозов.
Коленкур пишет:
«Зрелище, которое представляла собою дорога, было ужасным; многочисленные трупы наших эвакуированных раненых лежали на дороге; большинство из них погибли от холода или голода или же были покинуты теми, кому была поручена их перевозка… Даже на поле битвы никогда нельзя было видеть таких ужасов».
Переправа через Березину под ударами русских войск превратилась для французов в сплошной кошмар. Кутузов доложил своему императору о потерях французов в 29 тыс. человек, но на самом деле Наполеон здесь потерял 35 тыс. солдат. Даже поныне французы, когда хотят сказать о полном разгроме, говорят:
«Ну это — настоящая «березина».
Последней надеждой хотя бы на спасение оставшихся был Минск, куда прибыл из Франции огромный обоз с продовольствием. Но из Румынии выдвинулась русская армия Чичагова и захватила обоз. Теперь всё!
И Наполеон бросает армию и бежит в повозке с Коленкуром через Польшу и Австрию. Граф пишет про «карету» императора:
«Это был старый ящик когда-то красного цвета, который поставили на полозья. Эта развалина, на три четверти сгнившая, разъезжалась по всем швам и свободно пропускала ветер и снег.»
Так выглядело «триумфальное» возвращение знаменитого полководца из похода на Россию.
Александр Минжуренко,
кандидат исторических наук.