Четверо из них полдня «прессовали» ветерана, а потом — удар в висок.
Омич Артур Яковенко — Герой Афганской войны.
В составе 103-й Дивизии ВДВ он воевал в 1982-84 годах.
— Артур участвовал в десятках боевых операций, спас от смерти десятки солдат и офицеров. Вот один из его подвигов: в мае 1984 года душманы зажали его взвод в засаде. И он дал возможность бойцам отойти на несколько километров к боевым машинам, отнести туда раненых. Несколько часов в одиночку прикрывал отход взвода. Десятки «духов» шли на него с автоматами, пулеметами и гранатометами, он почти всех «положил» — с одного пулемета. Остатки «духов» бежали, и Артур, сам тяжело раненый, добрался до взвода.
Артур Яковенко
Или еще случай: в бою ранило в ноги солдата Геннадия Кононова. Огонь был просто шквальный и роте, в которой служил Яковенко, дали приказ отходить. Рота в это время на открытом поле наступала на деревню, стоящую на холме — там засел многократно превосходящий противник.
Видя, что Гена сам не сможет выйти из-под огня, Артур не побежал в укрытие, а залег рядом с ним. С пулеметом стал прикрывать и его, и отход роты. Так бойцам удалось отойти без потерь, перегруппироваться и выслать на помощь раненому подкрепление солдат с дымошашками. Яковенко тогда сохранил жизни нескольким десяткам десантников, уничтожив с десяток врагов.
В другой раз он обезвредил душмана, который с мощной миной подкрался к дому, где была рота — снова спас от верной гибели несколько десятков солдат и офицеров, — рассказал БК55 боевой товарищ Артура Игорь Славин.
Игорь Славин
Оба друга, Яковенко и Славин, не раз были тяжело ранены, имеют много наград — они ветераны, инвалиды боевых действий.
Славин написал 1000-страничную книгу «Афганская война. Правда от солдата ВДВ» — в ней рассказано о подвигах российских бойцов.
— Артур круче меня, он круче многих героев этой книги, — говорит Славин. — И то, что с ним произошло в омской полиции, как раз и вызвано его жизненной позицией: думать сначала о других, а затем уже — о себе.
А произошло вот что.
Сосед Артура по гаражу, задолжав ему несколько тысяч рублей, предложил взамен телефон: мол, продашь, и сумма покроет долг.
Яковенко согласился и выставил телефон на продажу.
10 января ему позвонили покупатели, назначили встречу. Но вместо сделки привезли ветерана в отдел полиции № 9 — телефон оказался краденым.
Артур объяснил, как к нему попал телефон, показал удостоверение ветерана боевых действий. Называть же соседа не стал, опасаясь за его безопасность.
«Мне ответили, что это удостоверение я могу засунуть себе в одно место и сидеть мне тут, пока не признаюсь в краже» — напишет позже Артур Яковенко в заявлении в прокуратуру.
При этом протокол полицейские, сказано в этом же заявлении, не составляли.
Цитируем заявление:
«Мне стало плохо — несколько раз просил полицейских вызвать скорую, но они отказывали. Так как я не признавался в краже, а сотрудники полиции спешили домой, один из них в порыве гнева сначала пнул меня по ноге., а затем ударил по голове, в висок — я отключился».
БК55 Артур Яковенко рассказал, что допрашивали его с 15.30 до 21 часа — вырваться удалось чудом…
Вещи задержанного изъяли и один из полицейских, увидев в телефоне номер Игоря Славина, позвонил.
Рассказывает Игорь Славин:
— Я живу в Хабаровске. Вдруг — звонок из Омска. Человек представился оперуполномоченным уголовного розыска Абубакировым и спросил, знаком ли я с Артуром Яковенко. Я ответил, что служил с Артуром в Афгане и он дважды спас мне жизнь. И не только мне — десяткам бойцов! Уточнил, почему он интересуется другом. Я и сам работал в угро, поэтому, чтобы избежать телефонного мошенничества, попросил назвать номер уголовного дела или дать трубку Артуру, чтобы удостовериться, что он и впрямь задержан. Звонивший ответил, что я слишком умный и бросил трубку.
Встревоженный Славин позвонил Артуру — тот не ответил. Тогда Игорь набрал номер жены друга Людмилы, рассказал о происходящем.
Женщина стала звонить мужу, он ответил не сразу — попросил вызвать скорую. Людмила набрала номер неотложки, но там в выезде бригады отказали: мол, в отдел полиции — только по вызову полицейского. Заказав такси, Людмила бросилась в отдел полиции. Там ей не сразу «нашли» мужа. Лишь после настойчивых требований Людмилу провели на третий этаж, где в одном из кабинетов находился Артур.
Муж выглядел больным, но полицейские заявили, что скорая ему не нужна.
Женщине пришлось вызвать со своего телефона — она настояла, чтобы один из сотрудников полиции поговорил с медиками. Однако опрос Артура продолжался еще час. Спустившись вниз, супруги увидели, что бригада медиков ждет их у проходной.
Артура Яковенко госпитализировали в горбольницу № 1 им.Кабанова: обследование показало сотрясение мозга и ушибы мягких тканей головы.
— Я могу объяснить, почему полицейские не хотели вызывать скорую со своего телефона. Такой вызов — доказательство того, что человек получил травмы в отделе полиции. А если вызов идет в личного телефона, больной мог просто сам зайти в отдел, — объяснил БК55 Игорь Славин.
Артуру Яковенко надо было пройти освидетельствование СМЭ, но из ГБ им. Кабанова его не отпускали: мол, лечитесь или выписывайтесь. Ветерану пришлось выписаться: он прошел СМЭ и — с сотрясением мозга вышел на тяжелую работу.
Боевые друзья Артура настояли, чтобы он обратился в прокуратуру и следственный комитет. Заявление в следком направил и Игорь Славин.
Задержавшие ветерана полицейские теперь утверждают, что якобы не причинили ему вреда.
БК55 проследит за ситуацией.
Позже пресс-служба УМВД России по Омской области прокомментировала инцидент следующим образом:
Предварительно установлено, что 10 января в отдел полиции № 9 УМВД России по городу Омску оперативниками уголовного розыска был приглашён гражданин, который разместил в сети Интернет объявление о продаже телефона, разыскиваемого законным владельцем с сентября 2022 года.
Сотрудникам полиции мужчина пояснил, что получил указанный гаджет от знакомого в мае прошлого года и в дальнейшем решил его продать. Установочные данные знакомого, с целью установления правоохранителями законности приобретения и владения телефоном, предоставить категорически отказался. При этом каких-либо методов незаконного дознания в отношении него не применялось.
В ходе опроса мужчина начал вести себя неадекватно и агрессивно, показывая негативное отношение к представителям государственной власти. По завершении опроса он пожаловался на плохое самочувствие и попросил вызвать скорую помощь, на которой покинул отдел полиции. Согласно заключению судебно-медицинского эксперта, телесные повреждения у гражданина не обнаружены.
В настоящее время проводится комплекс мероприятий, направленный на установление всех обстоятельств произошедшего.