Гендиректор Центра экспертиз считает, что среди соседних регионов «мы — худшие», нужны перемены».
259 лет назад, 23 ноября 1763 года, Екатерина II учредила в России Медицинскую коллегию — аналог нашего Минздрава России.
Медколлегия должна была заботиться о городских аптеках и врачах, помогать им в предотвращении и профилактике эпидемий оспы. С тех пор прошло много времени… А я в связи с этой датой решил порассуждать о прошлом, настоящем и будущем Омского здравоохранения.
За четверть тысячелетия здравоохранение в России прошло огромный путь становления, развития, трансформации и реформирования.
В Омской области здравоохранение активно развивалось до конца 1980-х годов, когда строилось много поликлиник, стационаров, родильных домов и ФАПов.
В то время молодой хирург после ординатуры не мог трудоустроиться не то, что в городскую больницу, но и в ЦРБ! Он начинал ассистировать только в участковой больнице. И только когда становился опытным 1-м ассистентом или уже оперировал сам, мог рассчитывать на работу в городских больницах.
Конкуренция была колоссальная!
В то время почти все медицинские организации были ведомственными — их учредителями выступали поселковые, районные, городские и областные органы власти или крупные промышленные предприятия. Единой системы управления Омским здравоохранением не было.
С началом 1990-х финансирование медорганизаций в Омской области со стороны учредителей стало стремительно сокращаться.
Предприятия одно за другим передавали свои медсанчасти (МСЧ) городским властям, отказываясь от них. С финансированием больниц — просто беда…
Государство стало искать источники финансирования — так в 1992 году было законодательно введено обязательное и добровольное медицинское страхование, те самые ОМС и ДМС.
Это стабилизировало ситуацию. Кроме этого, учредители в лице муниципальной, городской, региональной и федеральной властей начали дофинансировать свои медорганизации из бюджетов.
С конца 1990-х в Омской области начали появляться первые частные клиники, сначала узкопрофильные, а с 2010-х годов — многопрофильные.
На сегодняшний день в систему здравоохранения Омской области входят федеральные, региональные и частные медицинские организации. Их общее управление осуществляет минздрав Омской области.
В 2020 году пришла новая беда, которую не ждали — пандемия…
С ней пришлось бороться всем миром. И каждый, кто мог и хотел, внес свой вклад в победу: и медработники, и пациенты, и активные граждане, и бизнес-сообщество, и чиновники разных уровней.
А вот сама система здравоохранения и Омский минздрав оказались к ней не готовыми.
Это ощутили на себе практически все жители Омской области.
Пандемия обострила все основные проблемы системы здравоохранения Омской области — дефицит кадров, нищие поликлиники и ЦРБ, отвратительно работающая маршрутизация пациентов, неэффективную и непрозрачную систему принятия решений.
Конечно, эти проблемы не только в Омской области. Но среди наших географических соседей — мы худшие.
Но это не приговор!
Чтобы вновь стабилизировать ситуацию в системе здравоохранения и начать ее развивать, нужно сначала думать, а потом принимать эффективные управленческие решения.
Система давно готова к качественным изменениям, однако никто не решается их начинать. А ведь в системе есть главное — люди.
Да, они разной квалификации и образованности, но мотивированные работать в здравоохранении, большинство с желанием развивать себя, получать новые знания и навыки.
У системы есть своя «школа» — ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, которая продолжает готовить профессиональные кадры. У системы есть свои организаторы — главные врачи и начмеды…
Для повышения уровня доступности и качества мед.помощи сегодня нужно применять современные технологии — телемедицину и информационные сервисы, дистанционные обследования пациентов, сервисы поддержки принятия врачебных решений, автоматизацию рутинных процессов и программы скрининга раннего выявления различных заболеваний. И многое, многое другое.
А самое главное — сделать систему «пациент-ориентированной», где главными должны стать пациент и врач.
Все остальные, включая чиновников минздрава Омской области, должны лишь обеспечивать стабильную и качественную работу системы здравоохранения Омской области.
Дело осталось за малым — решиться на перемены!