Как стало известно, министерство просвещения обсуждает введение единого ГОСТа для одежды учеников в стране. Поддерживаете Вы такую инициативу или нет? И почему?
Игорь Коновалов, омский историк, краевед, заместитель председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:
— Отношусь положительно. Во-первых, это соответствует традиции. Периодически она возрождается, начиная с царских времен. Во-вторых, это исключает возможность выделиться по одежке. Когда все одеты одинаково, выделиться можно только по уму и прилежанию. В-третьих, форма дисциплинирует, она настраивает на служение. Все, кто служит Родине, носят форму.
Если школьники будут в форме, они будут понимать, что учеба — начало их служения.
Алеся Григорьева, общественный деятель, президент Ассоциации по защите интересов «Детство. Отцовство. Материнство»:
— Нет. Я не поддерживаю такую инициативу. Каждый ребенок — это личность, индивидуальная личность и мы должны это уважать. Уважать его мысли, таланты и позволять ему свободно проявлять их в жизни, в том числе в одежде. В стране достаточно учреждений, в которых есть унифицированная форма, считаю, что школа не должна стать одним из них.
Ирина Ключникова, владелица юридической компании «Ключниковы & Партнеры»:
— Да, очень поддерживаю! Поскольку, во всех семьях доход разный и каждый одевает своих детей в меру своих возможностей. Единая форма, позволяет детям чувствовать себя равными, хотя бы в части внешнего вида. Пусть выделяются за счёт знаний, а не брендовых вещей.
Я училась в школе в 90-х и именно тогда была введена свободная форма одежды, что очень сильно сказывалось на семьях, где дети одевались очень скромно, и, как правило, ходили в одной и то же одежде. Наличие же школьной формы всегда позволяло избежать таких неприятных нюансов между учащимися. Наш сын обучался в частной гимназии г. Омска, где было принято носить гимназическую форму и директор учебного заведения строго за этим следила. Что, я считаю, абсолютно верным подходом.
Александр Криворучко, адвокат:
— Назад в СССР! В 1975 уже вводили… На мою фигуру купить стандартную форму было невозможно — так и ходил в школу в нормальной одежде до окончания. Здравого смысла для введения единообразия не наблюдаю — разве что у кого-то из причастных простаивает швейная фабрика.
Александр Федяев, директор ПМК «КрафтЛайт»:
— Положительно, при отсутствии фанатизма, если ткань лично меня не устраивает по качеству — шьем из своей по стандарту школы.
Ермек Хапизов, руководитель ОРО ООД «Молодежной Ассамблеи народов России «МЫ — РОССИЯНЕ»:
— Я как учитель в прошлом (а, как известно, учителей бывших не бывает), поддерживаю данную инициативу, считаю ее правильной и необходимой в современной реальности.
Максим Макаленко, координатор Омского отделения ЛДПР:
— Нужно спросить об этом школьников и, основываясь на их ответах, принять решение.
Сторонники школьной формы очень часто считают плюсом некое уравнение положения школьников, что единый стандарт позволит сэкономить какие-то средства родителям и т. д. Но в противовес этому всегда будет развитие индивидуальности. Считаю, что введение формы в начальной школе не вызовет никаких противоречий, чего сказать не могу про старшие классы. Подростки всегда хотят выйти за рамки, которые им установили, поэтому с ними этот вопрос необходимо обсудить.
Денис Кришкевич, учредитель ООО «Омская областная газовая компания»:
— Да, поддерживаю. Насколько я знаю, во многих частных школах это уже давно введено и действует. Дети в школе должны выделяться знаниями, а не марками брендов на вещах, в которых они приходят. Каждая школа может иметь свой знак отличия, например.
Александр Минжуренко, депутат Госдумы первого созыва, историк:
— Отрицательно. Единая форма еще больше уничтожает индивидуальность ребенка. Это составная часть программы введение полного однообразия и по форме и по содержанию. Единая форма, единая точка зрения на всё. Никаких различий и отличий. Этим самым лишний раз подчеркивается: выделяться нельзя, будь как все.
Елена Богданова, генеральный директор ООО «Юридическая компания «Ф-Групп» и Председатель Исполкома Омского отделения Ассоциации юристов России:
— Отношусь положительно к инициативе единого ГОСТа для одежды школьников, так как, полагаю, это элемент дисциплины. Кроме того, это уравняет детей разного социального статуса, что благоприятно скажется на внутреннем климате в детском коллективе.
Не секрет, что сейчас дети обращают внимание на бренды одежды, в которой ходят в школу, поэтому единая школьная форма частично решит вопрос неравенства по материальному признаку. Ведь главное в школе — обучение, знания, а не одежда и ее стоимость. Вижу только плюсы в этой инициативе.
Конечно, эти нововведения требуют и внесения изменений в Закон об образовании в РФ, где сейчас нет ни слова про обязательные требования к школьной форме. Там только указано, что школы могут устанавливать требования к внешнему виду по согласованию с учащимися и родительской общественностью. Эти требования должны быть в уставе школы. Кроме того, должны быть прописаны и санкции, если ребенок не ходит в школьной форме — замечание, выговор и т. д. Иначе школа не может применить никаких воздействий по отношению к нарушителю.
Ирина Горелова, поэтесса и преподаватель ОмГТУ:
— Честно скажу, я буду против. Я сама была неформатной по фигуре девочкой и форма на мне сидела, как… в общем, очень плохо. И дочка у меня одна их трех —неформатная. Ее как раз полуспортивный стиль сильно спасает и ровно два варианта покроя рубашек идут. Сейчас во многих школах введен так называемый офисный стиль, но, слава богу, учителя очень спокойно относятся к худи и джинсам. И это хорошо, потому что не особенно важно, как ребенок одет (я даже больше скажу, неважно, как у ребенка покрашены волосы и торчит ли из носа кольцо), важно, как он учится, хочет ли он учиться.
Введение общих требований к школьной форме создаст массу проблем и не даст никаких бонусов. Я понимаю, некоторые люди питают иллюзию, что одев детей одинаково, они создадут чувство равенства, но так не будет. Так не было в 80-х в СССР, когда я училась, не будет и сейчас. Будет просто еще один повод для конфликтов в системе «учитель-ученик-родитель».
Алексей Клепиков, координатор первичного отделения ЛДПР:
— Поддерживаю. Я об этом уже говорил. Это позволит дисциплинировать учеников, учителей и родителей. Обеспечит некоторые местные — надеюсь — предприятия госзаказом на пошив форменной одежды.
Владимир Казанин, депутат Заксобрания, лидер фракции «Коммунисты России»:
— Очень хорошо отношусь к введению единого стандарта школьной формы, давно пора. В советские времена мы одевались в школьную форму — это было стилизовано, это была никакая не уравниловка, это воспитывало скромность. Сейчас же кто во что горазд. Многие кичатся, скажем так, своим благосостоянием, достатком, выносят это на всеобщее обозрение. Дети, которые сами ничего не заработали — отпрыски своих родителей — демонстрируют другим свое пренебрежение. Плюс конфессиональные дела у нас пошли: во многих регионах чуть ли не превращение светских школ в религиозные — скандалы, у девочек эти платки на голове и все остальное. Нужна единая стандартная форма. Не нравится — идите в религиозную школу учитесь, не нравится, вы очень богатые — сидите дома учитесь, нанимайте репетиторов.
Единая форма помогала нам формировать общность, а не индивидуалистов, которые думают только о себе. Повторюсь — это не было уравниловкой и совсем не мешало нам делать технику, которая позволяла летать в космос, совершать высокоточные операции и т. д.
К слову сказать — единая форма в большинстве западных стран. Единая форма, в том числе, в Китае, Вьетнаме. Это давно уже признак скромности и формирует социум.
Ирина Макишева, директор ООО «РИА «Мотор»:
— Я думаю, введение единого стандарта еще не означает, что все будут в одинаковой форме ходить. Видимо, назрела необходимость ввести деловой стиль в школьной одежде, чтобы приучить детей одеваться соответственно ситуации. Я считаю, это правильно. Вкусовщина на работе не уместна. Чего греха таить — у нас в офисах иногда можно встретить нелепо разодетых женщин — декольте, перья, стразы — они просто не понимают всю неуместность таких нарядов в рабочей обстановке. А вкус надо прививать с детства.
Константин Ткачёв, депутат Заксобрания от КПРФ, редактор канала «Обком ТВ»:
— Конечно, поддерживаю. Давно пора это сделать. Вообще, рекомендую почаще обращаться к советской истории, к советской школе. Выдумывать ничего не надо. Всё уже это было, должно восстановиться. Берите и пользуйтесь на здоровье. Не зря же в Советском Союзе все школьники носили единую форму: красиво, практично, стильно, функционально.
Реформы образования обезобразили не только содержание учебников, но и внешний вид учеников. Свободный стиль раскрепощает и развращает молодое поколение. Поколению ЕГЭ пора помочь пересмотреть свой образ.
Наталья Гордеева, Евразийский патентный поверенный, Патентный поверенный РФ:
— На мой взгляд, единый стандарт формы для школьников в России нужно было бы ввести давно.
Светлый верх, темный низ, классический фасон одежды, качество ткани, удобство в использовании с использованием правил эргономики. Варианты могут быть разные, но какое-то единообразие одежды делает детей ближе друг к другу, объединяет их формально, несмотря на разность их социального и материального положения.
Также единый стандарт школьной формы может способствовать объединению коллектива классов и школы в целом.
Валентина Гречко-Мирошниченко, обозреватель отдела писем БУОО «Редакция газеты Сибиряк»:
— Если в целом, то я не против единой школьной формы, есть в этом определенные плюсы. Но я, как мама двоих детей, в голове сразу начала подсчитывать, во сколько мне это обойдется. Сейчас подготовить ребенка к школе и так выливается в копеечку, а теперь еще и это. Ну и главное, чтоб это выглядело красиво, эстетично и качественно. В общем, продумывать все нужно до мелочей.
Степан Кошкарев, помощник депутата Государственной думы Олега Смолина:
— Мне кажется, что это избыточное предложение. Во-первых, уже сейчас есть всё необходимое для внедрения единой формы внутри любой школы. Во-вторых, как себе представляет министерство изготовление на всю страну одного качества и под каждого ученика единой формы? Кто будет шить? Как распространять? И если будет разное качество, то это уже не единая форма. В-третьих, кто заплатит за новую форму? Скорее всего родители, а у нас сейчас все ли в порядке с доходами граждан? Мне кажется, что не очень. В-четверых, а сами ученики будут готовы носить одну форму на всю страну? Они с трудом принимают форму внутри одной школы.
В этой инициативе есть над чем подумать и без широкого общественного обсуждения принимать её, на мой взгляд, не очень правильно.
Александр Лихачев, председатель Омского регионального общества потребителей в сфере ЖКХ:
— Да, я однозначно поддерживаю инициативу введения единой школьной формы по двум причинам.
Первую молодежь не поймет, а большинство людей среднего и старшего поколения, кто жил в СССР, поймут.
Понятие порядка — оно же очень широкое. Я говорю о порядке в стране. Ну, если бы во время Великой Отечественной войны большая часть подлежащих призыву ломанулись за границу?! Или Утесов с Райкиным — вместо концертов на фронте поехали в Израиль здоровье поправлять вдруг резко пошатнувшееся?!
Человек формируется не когда ему 25-30 лет, а в школьные годы, кто помнит: «Кто шагает дружно в ряд — пионерский наш отряд» — с этого начинается дисциплина в семье, на предприятии, в государстве. Индивидуальность проявится потом в желании учиться в ВУЗе, достигнуть высот в выбранной профессии. А пока ребенок должен на окружающих примерах впитывать, что в государстве должен быть порядок.
Вторая причина на поверхности, про это много пишет пресса, начиная от случаев конфликтов и самоубийств подростков. Не может ребенок смириться, что у другого учащегося дорогая одежда, драгоценности, ему недоступные, к школе подвозит машина с охранником. Лично мне было бы все равно — так как я ходил в школу учиться и всегда понимал, что если буду учиться плохо — пойду к станку, а другой ребенок такую несправедливость воспринимает остро. Заработать ребенок сам не может, потому в школе не нужно создавать дополнительный источник расслоения и переживаний детей.
Игорь Басов, Председатель Омского общественного городского Совета:
— Поддерживаю и считаю, что государство в состоянии не только кормить бесплатно горячим питанием всех учащихся, но и одеть в единую качественную и удобную форму, сократив расходы родителей на приобретение школьной формы. Изготовление формы должно быть организовано в каждом регионе.
Сергей Кондаков, общественный деятель, политолог:
— Полагаю, что главный аргумент Сергея Кравцова зиждиться в мысли о том, что «школьная форма дисциплинирует, дети не завидуют друг другу, чувство равенства и т. д.». По мне так это иллюзия! Чем это все может обернуться для родителей? Ну прежде всего финансовая сторона предложения. Родителям предлагают «скинуться» из собственного кармана на школьную форму детям.
Не исключаю, что администрация школы будет настоятельно рекомендовать родителям покупать школьную форму у «правильного «проверенного производителя». Но это же порочная связь! Да и сама школьная форма будет стоить не дешево. Касаемо моральной стороны предложения — зачем загонять детей в определенные рамки? Как правило, школьная форма не предусматривает поля для самовыражения ребенка, а ставит его в рамки как все!
Неравенство? Так неравенство существует со времен первобытных людей. Даже котята одного помета не равны. Например, во времена СССР индивидуализм был не в почете. Сама система отбивала любой индивидуализм в развитии личности, где директор, учитель всегда прав, а группа подчинённых обязана твердо выполнять прихоти вышестоящих, тем самым превращая ребенка в послушный винтик школьной системы. Я категорически против школьной формы.
Юрий Борисовский, директор ООО «Омская областная газовая компания»:
— В целом я ЗА, но не знаю как это собрались реализовывать …
Если все ученики от Владивостока до Калининграда должны быть в синих курточках и белых фартуках это бред.
ГОСТ должен оставлять место для творчества. Возможно, отдельное учебное заведение захочет разработать форму со своим дизайном, кроем и т. п., в рамках ГОСТа, это самый правильный подход.
И нужно предусмотреть механизм помощи в приобретении формы ученикам из малоимущих семей…
Марина Плохотнюк, адвокат:
— Я всё же за введение единой школьной формы. Надевая её, школьник, по моему мнению, уже настраивается на учебный день.
Евгений Краморов, индивидуальный предприниматель:
— Как говорится, встречают по одежке, провожают по уму!
Люди, ходившие в школу в одинаковой форме, создали и жили не в самой плохой стране. А в сферах, где можно и нужно было самовыражаться (театр, кино, литература, наука и т. п.) мы были, если не впереди планеты всей, то и не сильно отставали.
Значит, Минпросу акцент нужно делать не на форме, а на содержании образовательного процесса. И в этом сейчас проблем гораздо больше, чем во внешнем виде школьников.
Хотя признаю, что как элемент дисциплины и единения коллективов, в этом есть резон.
Если же введение единой формы рассматривается чиновниками, как средство сглаживания социальной разницы между учащимися, то нужно эту инициативу расширить. К примеру, ввести единые стандарты также на верхнюю одежду, обувь, гаджеты и т. д. Желательно привести это все и в единую цветовую гамму. Чтобы уж совсем стереть «сословную» разницу!
Евгений Долганев, журналист, общественный деятель:
— В принципе, не поддерживаю единообразие. Понятно, что у сотрудников специальных служб должна быть форма, чтобы отличать, например, сотрудника МВД от сотрудника МЧС, чтоб их сразу было видно. Но зачем она школьникам? Почему депутатам единую форму не ввести? Если мы планируем вырастить думающих, творческих людей, зачем их с детства загонять в рамки?
Но самый главный вопрос: а кто за это будет платить? Сейчас многие родители копят деньги не на отпуск — чтобы в сентябре детей в школу собрать. А с введением формы расходы на одного ребёнка вырастут более чем в 2 раза. Считаю, что пока не время для такой инициативы, преждевременно это.
Наталья Мачулина, владелица художественной галереи «Вернисаж»:
— Даже не знаю, школьников нет, поэтому вопрос спорный… Может тогда не по ГОСТу, а, наверное, пусть просто все покупают форму как раньше, в специальных отделах, уже готовую…
Виталий Поддубиков, депутат Совета Калачинского городского поселения Омской области:
— Поддерживаю и считаю инициативу полностью благоразумной. Во-первых, это будет исключать визуальное неравенство как исключение разного достатка в семьях учеников, не будет у некоторых детей стеснения из-за невозможности купить родителями ему крутые джинсы или еще какой предмет одежды, как у кого, кто обеспеченнее, да и если она будет отшиваться по нормам, то будет менее вредна, как некоторые материалы на рынке. Идеально, если бы еще в каждом регионе швейным фабрикам отдали контракты на пошив единой формы, что дополнительно поддержит действующий бизнес, благо у нас такие есть, а за счет регионального бюджета компенсировали бы хотя бы часть затрат на ее приобретение.
Иван Беланов, директор Центра продажи авто «АВТОБАН»
— У нас в гимназиях стандарты формы присутствуют и так. Но у них есть много вариаций. Если сделать единый стандарт, но тогда предложить виды формы на выбор и, думаю, не будет критично, когда есть варианты.
Но и шить нужно разрешить форму всем предпринимателям, а не избранным федеральным операторам. Опять же, в старших классах в унификации нет необходимости, а только возможно рекомендации к стилю и внешнему виду.
Анастасия Терпугова, первый зам министра региональной политики и массовых коммуникаций Омской области, мама двух детей:
— Я сейчас перечитываю 1984. Книга уступает Замятинскому «Мы» по замыслу, глубине, слогу. Но все же она про то, как страшно и противоественно не видеть в человеке человека, унифицировать, лишать индивидуальности. Мы все разные. И в этом движение вперед.
Не надо судить человека по ярко окрашенным волосам или отличающейся форме. Желтая рубашка Маяковского возможно была не для эпатажа, а от бедности. Пусть ученики наощупь, путем собственных проб и ошибок ищут способ выражения себя. Мы все хотим, чтобы нас поняли.
Танзиля Бахтиярова, телеведущая, мама двух детей:
-Несмотря на то, что старший сын станет школьником только через 2 года (ему сейчас 5), уже слежу за «школьными» новостями. Насколько я помню, разговоры о едином стандарте для школьной формы ведутся уже давно. И морально многие к этому уже готовы. По-моему, единая форма — это, скорее хорошо, чем плохо.
Все же главная задача учеников — грызть гранит науки, а не отвлекаться на то, какие у кого джинсы или пиджак. Главное, на мой взгляд, чтобы пошив этой формы можно было заказать не «только вот в этой фирме или в этом ателье», как это часто бывает сейчас. А также чтобы качество ткани было таким, о котором заявляют в Роскачестве (ради чего, собственно, единую форму и планируют ввести). Сейчас, общаясь с родителями школьников, часто слышу, что форма стоит немалых денег, при этом не выдерживает никакой критики.
Татьяна Попова, журналист «Вечернего Омска», мама двоих детей:
— Если единый ГОСТ для одежды всех учеников в стране означает, что ученики всех школ России будут ходить в одинаковой одежде, то мне такая инициатива не очень по душе. Сейчас у каждой школы есть своя форма, и это мне кажется более удачным вариантом, потому что таким образом создается некое сообщество учеников конкретной школы.
То есть в толпе других школьников ты точно сможешь найти того, кто учится в твоей. Вспомним школу в любимом детьми «Гарри Поттере»: там не только у каждой школы была своя форма, но даже у каждого факультета. И «свой» «своего» всегда мог определить по внешнему виду. Да, это, наверное, не аргумент для министерства просвещения, но таково мое мнение.
Вопрос ведь в том, кого мы хотим вырастить, Человека труда или Человека свободы. Миру конечно нужны последние, соответственно, вопрос формы вообще не стоит в будущем.