Сказ о том, как «злые чекисты» подделывали протоколы, наводя напраслину на «честного» полковника.
На прошлой неделе в Кировском райсуде прошли сразу три полноценных! заседания по уже набившему оскомину нашим читателям (и не только им) уголовному делу бывшего начальника УМВД по Омску Евгения Быкова.
Напомним, 23 апреля 2021 года его задержали с поличным при получении 300 тыс рублей от предпринимателя Сергея Павлова, действующего на тот момент под наблюдением сотрудников УФСБ по Омской области. Тогда полковнику полиции было предъявлено обвинение в получении 6 млн 450 тыс от коммерсанта Александра Игнатьева за покровительство над его интим-салонами Orange, а затем к делу добавился эпизод с 480 тыс от нелегального предпринимателя Сергея Зубкова за попустительство в торговле контрафактными алкоголем и табаком.
- «Поступки бывшего начальника полиции Омска Быкова походили на рэкет 1990-х»
- Понятые подтвердили в суде факты передачи взяток экс-начальнику полиции Омска Быкову
- Экс-начальник полиции Омска Быков два года крышевал «массажисток» за 300-400 тысяч в месяц
Тот самый Павлов, а также взяткодатели Игнатьев и Зубков проходят по делу лишь свидетелями, все предъявленные изначально обвинения с них великодушно сняты. А фигурирующие в деле интим-салоны вовсю работают и весьма преуспевают. Экс-помощник Быкова Михаил Лебедев, служивший начальником отдела ИАЗ городского УМВД, уже осужден и приговорён к 2,9 годам колонии общего режима. За пособничество.
Итак, началось первое слушание с весьма интригующего заявления Быкова о том, что его временно отсутствующему защитнику Павлу Михайлову (он на больничном) поступают звонки от якобы свидетеля Михайлова, который не был допрошен в зале суда.
Звонивший не двусмысленно намекал на приватную встречу с целью сообщить некую важную информацию
«Я вас просто хочу поставить в известность и пояснить один факт: мы в любом случае будем вас сразу информировать, если будут такие попытки дискредитировать моих защитников перед судом. И пытаются сейчас создать такие ситуации, спровоцировать встречи с моими защитниками. Я очень хорошо знаю это обстоятельство из своей жизни: мне вот такие тайные источники не нужны. Мне скрывать нечего. Я поставил вас в известность, чтобы пресечь вот эти все моменты. Просто занести этот момент в протокол прошу, и чтобы в последующем таких провокаций со стороны ФСБ не было», — возмущается Быков.
Хотя Михайлов, вроде как, — свидетель стороны защиты. А провокация-то в чём?
И сразу же начинается новая серия «детектива»: раскрыта очередная «фальсификация подлых ФСБ-шников». На этот раз подделана дата передачи встречи Игнатьева и Павлова в справке ОРМ: дело было не 22 ноября, а 26-го.
Подробности общения Быкова, Павлова, Лебедева и передачи взяток читайте в материалах БК55:
- «Закошмаренный Игнатьев будет еще умолять взять взятку»
- Экс-начальник полиции Омска Евгений Быков в суде пытается «понизить ставки» по взяткам. А смысл?
- «В группу «ОПГ Оба-на!» входили Быков, Лебедев и я»
- «Крышеванием занимаются все правоохранительные органы» в Омске. Так заявил бывший главный полицейский Омска Евгений Быков, которого судят за взятки — прозвучало от свидетеля
Глазастый Евгений Иванович углядел несостыковки в показаниях Лебедева и Быкова и пришёл к такому выводу. Кроме того, по биллингу телефона Павлова дата «не бьётся»: не было его рядом с «Фестивалем» в этот день. Работал человек.
Да и в протоколах осмотров вещдоков время «повернулось вспять»: начали в 14:05, закончили в 13:00!
«Дело всё в том, что в деле очень большое количество фальсификаций, и они просто не успевали спрятать все предыдущие моменты, не обращали внимание», — заключает подсудимый.
По изъятым 15 материалам из ОП № 2 по конфискованному контрафакту следователь-лентяй рассмотрел только 3. По ним и свидетелей допрашивал. На них обвинение и построило свою версию попустительства в отношении Зубкова. Безобразники! Совсем работать разучились… А в остальных, между прочим, никаких эксцессов нет: всё чин по чину.
«И ни в одном осмотре не дана оценка тому, что в январе 2021 года гражданин Зубков привлечен к уголовной ответственности. Приобщили как характеризующий материал данный приговор в уголовное дело, и никто оценку этому не дал, что как раз, когда, якобы, мне платились деньги, он был осужден».
По одному из показавшихся интересными следователю материалов работал тогда участковый полиции Денис Матузко, который в итоге решил в постановлении о возбуждении по итогам проверки отказать. Хотя интерес следствия в этом случае не совсем понятен. Во-первых, отрабатывался киоск по другому адресу, к делу не относящийся. А во-вторых, рынок, на котором этот киоск находится, был во время проверки закрыт, — пандемия. Участковый помыкался, но работу киоска так и не приметил. Вот тебе и отказ.
Зачитали показания Матузко (он теперь работает в другом городе):
Мол, 14 мая 2020 года пошёл проверять сообщение о торговле контрафактным алкоголем. Никаких «тайных» указаний от начальства не получал. С Лебедевым и Быковым не знаком. Никакого Зубкова в глаза не видел. В возбуждении было отказано, потому что ни хозяина, ни продавца установить не удалось, — киоск на Волгоградской был закрыт. Один раз только удалось изъять 3 коробки водки, но и те на складе оставили. В общем, ничего необычного — сплошная рутина.
После небольшого перерыва сюжет «детектива» от бывшего главного полицейского снова вернулся к главному подозреваемому по версии защиты — Сергею Павлову.
Речь зашла о его знакомом, ныне покойном, гражданине Игоре Чешагорове. Этот товарищ, как минимум 1 раз, а именно 20 августа 2020 года, приезжал вместе в Павловым на встречу к владельцу интим-салонов Игнатьеву за очередной «данью».
Кроме того, Игорь Валерьевич был судим за коммерческий подкуп, отсидел назначенные судом 9 месяцев и на свободу «с чистой совестью» вышел в аккурат 15 января 2019 года. После освобождения подрабатывал вязанием веников и «калымами» на квартирах. Имелась и постоянная занятость — работал монтажником у одного из омских провайдеров. С Павловым они «сошлись» на советском пляже на почве «общности интересов и занятий спортом» в июле–августе того же 2019-го.
Интересные друзья у господина Главного свидетеля обвинения…
В июне 2020-го Павлов обратился к своему хорошему приятелю с просьбой оформить дебетовую карту, — мол, сам не могу, проблемы с кредиторами, а здесь скоро деньги должны «капнуть». Что за деньги, приятель интересоваться не стал, — друзья же! И всё это время, до апреля 2021 года, картой Чешагорова пользовался Павлов. А потом настоящий владелец карты её просто закрыл. Да как бы не так!
Но об этом позже…
В свой «тесный мирок» Павлов нового друга не впускал и с влиятельными приятелями не знакомил. Лишь однажды, по словам Чешагорова, 20 августа 2020 года, он взял его с собой «на дело». В кафе «Береза» какой-то мужик должен был привезти Павлову деньги. И как только конверт оказался на столе, Павлов, якобы отправил Чешагорова, отнести деньги в его машину — серебристую «Хонду», что, собственно, Чешагоров и сделал. А когда вернулся, — мужика уже и след простыл. А как он выглядел, — свидетель не припомнил. Про Быкова, кстати, Павлов Чешагорову, как раз поведал. Видать, для острастки.
Тут всплыла пикантная деталь: оказывается гражданка Рига (сожительница Павлова) сделала Чешагорову фиктивную временную прописку у себя в квартире, при том, что дорогой «супружник» был прописан в «несуществующем» доме.
«И абсолютно всё равно и следствию, и органам прокуратуры на то, что на лицо, как минимум, административные правонарушения, в виду фиктивной регистрации что самого Павлова, что Чешагорова, лишь бы не обидеть своих ценнейших свидетелей. Но я делаю вывод, что гражданин Павлов не регистрировался по месту жительства своей семьи умышлено. Он знал, что совершает преступления и не хотел, чтобы в случае чего, какие-то вопросы к семье были», — снова рассыпается в обвинениях Быков.
Так вот, на аудиозаписи той самой встречи 20 августа, Павлов никуда с деньгами Чешагорова не отправлял (материалы ОРМ были исследованы в суде). Он просил «товарища» созвониться с каким-то человеком, который должен был подъехать после 22 часов и забрать деньги. Да и машины Павлова, по тем же ОРМ, на стоянке нет.
«Так куда с деньгами-то ходил Чешагоров?» — эмоционально восклицает Быков, заставляя «проснуться» заскучавших «слушателей».
Но… подходим к кульминации. Решили всё-таки посмотреть выписки по картам, заявленные защитой. И тут незадача: либо диск от «Сбербанка» просматривать, либо пояснения давать. Третьего не дано.
«Все ваши доводы, которые «допустимость-не допустимость», всё это даётся в судебных прениях, а вы также и продолжаете давать», — настаивает фемида.
«Нет, я не хочу ничего нарушать», — уступчиво парирует Быков.
После нескольких минут препирательств с судьёй, всё-таки дошли до просмотра карт. Первая — личная карта гражданина Чешагорова. На неё переводилась зарплата свидетеля. Приведем только несколько, наиболее «говорящих» транзакций:
- 29 августа 2021 года — 400 рублей (переведены с карты Павлова Сергея Владимировича)
«Правильно, человек, который утверждал, что у него карты нет», — усмехается Быков.
- 20 мая 2021 года 1500 рублей (с карты Чешагорова (которая у Павлова) на карту Чешагорова)
- 22 апреля (день задержания Павлова) 800 руб (с карты Чешагорова-Павлова)
Вторая — карта Чешагорова, которой пользовался господин Павлов, была закрыта 23 августа! (а не в апреле, как уверял её владелец) 2021 года.
- 22 июля 2020 года — 20 тыс рублей (данный банкомат находится рядом с работой Павлова)
- 3 сентября — 50 тыс (от Семеновой Юлии — сожительницы Зубкова)
- 3 сентября — 50 тыс (снова от Семеновой)
- 9 сентября — 30 тыс (перевод Павловой Полине — дочери Павлова)
- 18 сентября — 30 тыс (снова перевод дочери)
- 26 сентября расчёт в «Барбекью» — 796 рублей (день знакомства Михайлова с Зубковым)
- 10 ноября -340 рублей в «Скуратове»
В строке при расчёте в «Скуратове» «сбито» время — 00:00:00. Это дата встречи Павлова и Игнатьева.
«Значит, подчищено время…», — возбужденно заявляет новоиспеченный защитник Станислав Абрамов.
«Кем подчищено? Давайте ваши доводы: подчищено-не подчищено — вы будете говорить в прениях. Я прошу исследовать, то что у нас представлено на диске от банка. Скажите ещё, что судом подчищено?!», — строго отмечает судья Серебренников
«Ваша честь, обращаем внимание на то, что таблица XL, в ней кто угодно может внести данные и сохранить», — парирует примирительно адвокат.
- 7 февраля — 4510 рублей (расчёт в «Хибаре») — этот момент согласно следствию Павлов должен был передавать деньги Быкову в баре «Барбекью», однако, как показывает выписка, его там не было. Физически.
- 12 апреля — 100 тыс (перевод от Семёновой Юлии — сожительницы Зубкова)
- 22 апреля — 15 тыс (банкомат у работы) — день задержания Павлова
- 22 апреля через 4 мин чрез тот же банкомат — 700 рублей (которые найдут при Павлове во время задержания)
- 24 апреля (когда карта уже, якобы, изъята) — 12 тыс (банкомат у работы)
Дальше за 4 месяца он положил около 20 тыс разными суммами. При этом Павлов очень часто тратит деньги в «Лакомом мире», «Кегле» и «Вкусном месте» и ни разу не снимает крупные суммы. Тот ещё гурман!
«Карта не была изъята, вопреки показаниям Павлова. А кто тогда Чешагорову деньги переводил после задержания? А кто снимал 24 апреля, когда Павлов уже находился в ФСБ, 12 тыс с неё?», — справедливо, нужно сказать, вопрошает подсудимый.
Третья карта — господина Рындевича, которой также пользовался Павлов:
- 16 апреля 2019 года 100 тыс (перевод от жены Игнатьева)
- 17 апреля — 49 тыс (снято через кассу сбербанка владельцем счёта Рындевичем, хотя ни он, ни Павлов на допросах об этом не рассказывали.
- 22 апреля 200 тыс (перевод от жены Игнатьева.)
- 6 мая — 150 тыс (перевод от Игнатьева)
- 7 мая — 50 тыс (перевод от Игнатьева)
- 30 декабря — 100 тыс (перевод от Игнатьева)
- 4 февраля — 40 тыс (перевод от Игнатьева)
«30 декабря 2019 года Игнатьев перевёл Павлову 100 тыс рублей. Так 22 декабря Игнатьев уже в ФСБ обратился, и ни одного материала, которым это зафиксировано сотрудниками ФСБ, нет. И чего они делали с 22 декабря? Статью 144 УПК (порядок рассмотрения сообщения) нарушали?», — снова нападает Быков.
Чтобы понять, насколько Павлов «зависел» от денег Игнатьева, Быков ходатайствует о запросе выписок по карте самого Павлова (как выяснилось, у него всё же была — или есть? — своя карта) и дочери Павлова, картой которой пользовалась вся семья.
Интересная информация, однако прокурору так не показалось. Гособвинитель решил, что «к делу это не относится». Суд отказал в ходатайстве.
Продолжение следует…
Арина Репецкая