Уполномоченный по правам человека Касьянова и министр образования Дернова заявили, что Степа Гурин не имеет права на матпомощь.
БК55 уже рассказывал о непростой ситуации в семье Татьяны Гуриной и ее сына Степана.
Парнишка перенес сложнейшую операцию на мозге, однако выкарабкался и учится сейчас на фотографа в омском Колледже профессиональных технологий.
Семья Гуриных из Русской Поляны, а при колледже есть общежитие. Проблема в том, что самостоятельно проживать там Степа не может, нужна помощь в быту и обучении. Но для Татьяны, которая сопровождает сына как тьютор, места в общежитии не нашлось — вот подробности:
Семье не удалось получить и омскую квартиру по соцнайму — чиновники отказали. Поэтому приходится снимать. На аренду уходит почти вся пенсия Степы — 15 тыс. руб.
После публикации об этом БК55 после собрали семье денег на месяц аренды.
Татьяна тогда от всей души благодарила:
— Хочу выразить огромнейшую благодарность… Оказывается, есть люди, которые готовы откликнуться — получаю ваши переводы и комментарии к ним, и меня переполняют эмоции, слезы наворачиваются на глаза…
Однако месяц пролетел, подошло время нового платежа.
Понимая, что помощь после публикации разовая, мама мальчика заранее обратилась к Уполномоченному Омской области по правам человека Ирине Касьяновой с просьбой помочь в аренде. Та его переслала министру образования Омской области Татьяне Дерновой.
Всего-то и надо было — организовать заселение мамы с сыном в общежитие или выделить субсидию на аренду. Обучение — не пять лет, а год с небольшим. Сумма невелика…
Но… целых две чиновницы не смогли решить такой простой, казалось бы, и понятный вопрос.
Перечислив массу законов, отписали: «просьба о материальной помощи не может быть удовлетворена».
Да еще посоветовали поместить Степу в социальный центр «Сударушка» — мол, там за ним есть кому присмотреть. То, что это уже делает родная мать, чиновниц не остановило. Да и центр неблизко от колледжа — кто возить будет?
Директор Благотворительного фонда «Мир, в котором нет чужих. Мир равных возможностей» Виктория Марчевская считает ответы чиновниц формальными. К Виктории то и дело обращаются родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Вот ее мнение:
— На самом деле все необходимые условия обучения детей с ОВЗ прописаны в документах. Конституция РФ и Конвенция ООН о правах людей с инвалидностью (ратифицированная в нашей стране в 2012 году), гарантируют право на образование каждому. В «Законе об образовании в РФ» говорится о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и о том, что образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими учениками, так и в отдельных классах… В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ написано, как выглядит программа для таких ребят и как индивидуализируется обучение.
Конкретные условия для каждого ученика прописываются в заключении психо-медико-педагогической комиссии (ПМПК). И комиссия решает, нужны ли ребенку адаптированная программа, тьютор, ассистент, коррекционные занятия и специальные учебники.
Так вот, задача образовательной организации — сделать так, чтобы все необходимые ученику условия из программы ПМПК соблюдались.
Если же чего-то не хватает — нет ставки тьютора, специальных учебников, специалистов (логопедов, психологов), пандусов или других условий для комфортного доступа ученика в школу, учитель и родители вправе настаивать, чтобы их создали как можно скорее! Ведь от этого зависит, сможет ли ребенок эффективно учиться и освоить программу.
То есть эти условия необходимо создать и семье Гуриных, предоставив комнаты в общежитии для ребёнка и матери и разрешив временную там регистрацию (что позволит им получить социальный контракт).
Если что-то не прописано законодательно, то не отписки нужно слать, когда речь об обучении парнишки, перенесшего тяжелейшую операцию, а помочь!
Напомним, ранее директор фонда уже говорила о необходимости создания в Омской области рабочей группы из представителей трех министерств — образования, труда и соцразвития, имущественных отношений, а также уполномоченных по правам ребенка и человека, представителей общественных организаций и родителей.
Эта группа может разработать проект закона Омской области, облегчающий жизнь граждан с ОВЗ. В других регионах такие законы есть — нужно активно перенимать их опыт!
— Детям с ОВЗ, а также инвалидам более зрелого возраста в нашей стране гарантированы преференции, касающиеся получения средне-специального и высшего образования, — продолжает Виктория. — Ребята с физическими ограничениями, желающие стать студентами колледжей или ВУЗов, вправе рассчитывать на льготы. Государство устанавливает и осуществляет их как вид поддержки социально-незащищенной категории граждан.
Случай семьи Гуриных регулируется целым сводом Федеральных законов: № 273 «Об образовании в РФ»; № 195 «Об основах социального обслуживания населения РФ»; № 143 «Об актах гражданского состояния граждан РФ»; № 178 «О государственной социальной помощи»; № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ». По ним, дети и взрослые инвалиды получают госпомощь и во время поступления и учебы в колледже, ВУЗе.
Виктория считает, что создание четкого алгоритма помощи ребятам с ОВЗ поможет еще сотням, тысячам студентов решать такие проблемы:
— Первопроходцам всегда тяжело, но это важное дело! А уж если мы внедрим в жизнь и выпустим практическое пособие «Права ребенка-инвалида в Омской области», спасибо скажут не только дети с родителями, но и работающие с ними специалисты.