7 октября в присутствии VIP-персон в Омске открылся новый филиал Детской художественной школы № 3 имени Гурова. Вместо заброшенного клуба там теперь просторные классы, которые ломятся от учеников.
В том числе и взрослых. Педагог с 30-летним стажем готова научить своих не юных воспитанников снимать стресс с помощью занятий керамикой.
-Ирина Анатольевна, вы набрали группу взрослых людей, которые в зрелом возрасте пришли к вам осваивать искусство керамики.
— Я их набрала еще пять лет назад. Они со мной пришли.
— Они с вами пришли из другого учебного заведения.
— Да, точно так. Тут нечаянно выяснилось, что пять лет уже. Я все думала года два-три. Пока они мне сами не напомнили, что Ирина Анатольевна мы с вами уже пять лет. Пока новых нет. Но, так как этой группы здесь не было (новый филиал ДХШ № 3 располагается на улице Петра Осьминина, а ранее группа занималась в учебном заведении в районе университета физкультуры и спорта), поэтому я надеюсь, что и новые появятся. Тут такой крупный микрорайон.
— Пять лет они у вас занимаются. Что толкает человека в зрелом возрасте на занятия керамикой. Ведь это глина, а значит, обязательно грязь. У девушек, например, свежий дорогой маникюр. А тут такое.
— Они все очень творческие люди. Все восемь человек. Среди них и преподаватели, и медики, и частные предприниматели, и экономисты. И они приходят, чтобы немножечко поговорить с глиной. И хоть как-то свои чувства глине передать. Как правило, все взрослые начинают так.
А теперь у них такая группировка. Причем все восемь лет они тесно дружат. Они ходят на выставки вместе. Они общаются. Они обсуждают что-то вместе, какие-то проблемы, они поправляют друг друга. В планах у меня даже какую-то выставку совместную сделать. Может, тематическую, может, по работам пяти лет.
Творческая работа Ирины Лобовой «Путешествие к солнцу»
— Я так понимаю, они все очень эмоциональные индивидуальности. Люди все-таки приходят к вам снять стресс?
— Да. Некоторые приходят уставшие и просто тихо сидят и мнут эту глину. У меня такое чувство, что это такая глинотерапия, потому что они принесенные с собой мысли и чувства в нее, в глину вкладывают. И если мысли не очень хорошие, то и не получается ничего.
А если они отвлекаются от чего-то, то какой-то образ получается.
— Можно ли сказать, что занятия керамикой — это возможность для людей взрослых уйти в какой-то другой мир. Раскрыть какие-то иные свои возможности и уйти от негатива в жизни?
— В керамике негатив просто не существует. Помять, поломать, потоптать, покопать грядку — это да, можно и с негативом. А уже когда лепишь, то эмоции совершенно другие.
— Керамика —искусство древнее. Код предков вспоминается на ваших занятиях? Вы это чувствуете?
— Я думаю, что да. Потому как они идут от чего-то простого, ну практически от первобытного, можно сказать, что вспоминается код предков.
— В начале нашего разговора вы признались, что поменяли место дислокации рабочей в этом учебном году. Это произошло от жажды перемены мест или потому, что у директора ДХШ № 3 Сергея Александровича Горчакова собралась группа сильных керамистов сейчас?
— Мне хотелось что-то поменять. В том учебном заведении, откуда я ушла, я проработала 30 лет. Почувствовала, что у меня там нет какого-то дальше развития. Свои увлечения мне не хотелось забрасывать, а потому проще было поменять место работы.
У Сергея Александровича большой потенциал. Он развивает это керамическое направление. Есть специалисты, есть материалы — база хорошая очень.
— Вы занятия ведете в новом филиале ДХШ № 3. Некую новую волну вашей деятельности это дает? Помещения учебные получились очень яркие, позитивные.
— Радостно, действительно, сюда заходить. Детей море, родителей тоже. Кстати, почему группа-то появилась взрослая? Бабушки водили детей на занятия керамикой ко мне. Вскоре юным это надоело и они забросили это свое увлечение, а взрослые бабушки, наоборот, к нему пришли. Так у меня появилась первая группа взрослых.
— Ваш стаж керамистки три десятка лет. Скажите, а с чего начинают взрослые, когда к вам приходят?
— Они начинают с мелкой пластики. Что-то мелкое. Рассказываю много. Говорю о глине. Сейчас у меня группа взрослая и немного лепящая, они смотрят, чего делают другие. Если человеку интересно — он еще приходит. Если он не сможет преодолеть свои комплексы, потому что у взрослых их еще больше, чем у детей, то нет.
Иногда взрослые стесняются чего-то сделать, что вдруг не получится. Вот если они переборют вот этот комплекс, то они будут ходить. И ходят потом хорошо. А если комплексы побеждают, их же много… Даже я вот, когда хожу на какие-то мероприятия и там начинают, вот давайте нарисуем, я не очень это люблю.
Основная масса приходит, мнут, и я всегда в конце занятия спрашиваю: «Удовольствие получили?». И если они получили удовольствие — значит, придут опять. Удовольствие вот именно от тактильного ощущения глины.
— Занятие раз в неделю и длится три астрономических или 4 академических часа. Что в ходе курса взрослые должны получить? Или все-таки главное снять стресс?
— Мелкую пластику — фигурки, освоение разных способов работы с глиной. Они работают, приходят ко мне вечером в ступоре: «А что мне делать?». Мало, кто делает какие-то зарисовки. Я должна придумать, чем они будут заниматься.
— Они не хотят думать, они хотят получать удовольствие?
— Совершенно верно. Занятия с глиной позволяют им это удовольствие получить в большей степени так. Мало кто ходит научиться, сделать что-то.
-Я так понимаю, что вам приходится быть еще психологом. Вам занятия со взрослыми что дают?
— Я от них очень устаю, больше, чем от детей. Они высасывают столько энергии, и я должна им придумать, что делать. Они перерастают в детей. Они на шаг вперед даже не хотят уходить, если я не проверила. Я просто поражаюсь вот этому.
Прям реально в детей перерождаются. Причем там есть у меня и 50-летние, и 60-летние. И они работают на своих работах, и каждый раз спрашивают, правильно я сделал или нет. Курс годичный у нас.
— Какую глину вы используете?
— Лучше всего донецкая. Донецк нам приносит большую пользу — у них очень хорошая глина.
Фото со страницы вконтакте Омской ДХШ № 3 имени Евгения Гурова