Сегодня в городском пресс-клубе состоялся брифинг директора департамента транспорта горадминистрации Олега Осинского, посвященный изменению схемы движения транспорта в связи со строительством подземного пешеходного перехода на пересечении улицы Чокана Валиханова с проспектом Маркса (близ остановки общественного транспорта «Голубой огонек»). На встречу с журналистами должен был прибыть и начальник отдела организации и безопасности дорожного движения департамента транспорта администрации Омска Вадим Кормилец, однако по неизвестным причинам он не пришел. За все пришлось отдуваться одному Осинскому.
Главной, как и предполагалась, стала проблема возможного разрушения рядом стоящего жилого дома № 10 по пр. Маркса, который, по некоторым данным, может рухнуть из-за строительства подземного перехода. Эта тема сейчас активно муссируется в местных СМИ.
Глава департамента транспорта Осинский заверил, что дом будет цел, и поставил под сомнение решение Центрального суда Омска, принятое еще в 2009 году. Тогда специалисты мэрии заявили, что при строительстве подземки для пешеходов этот дом может рухнуть, в итоге суд запретил строить данный объект. Теперь же чиновники утверждают, что их предшественники просто лукавили. Причем причины, вынудившие мэрию ввести в заблуждение не только жителей города, но и суд, довольно банальны — нехватка денежных средств.
— У Омска денежных средств на тот момент не было, конечно, город защищался, и приняли вот такое решение, — заявил Осинский. — В суде просто защищаются, посмотрите, сколько по формальным признакам отказывают, по процедуре, запятая не там стоит, сформулировано не так - и уже отказ. У администрации не было денег на тот момент, и она нашла вот такой способ защиты.
Напомним, что в омских СМИ всплыл документ от 2009 года, где черным по белому сказано, что при строительстве подземного перехода возможно обрушение данного дома. Тогда прокуратура подала иск к горадминистрации в Центральный суд. Прокурор просил обязать мэрию ораганизовать безопасность на данном участке дороги. И чиновники в суде представили заключение проектного института «Горстройпроект», согласно которому строить переход в створе ул. Валиханова нельзя. По документу расстояние от подземного пешеходного перехода в районе остановки «Голубой огонек» до жилого дома минимально должно составлять 21,15 м, но там на самом деле — 18,73 м, что может привести к разрушению фундамента жилого дома № 10 по пр. К. Маркса. Этот дом построен в конце
В итоге горадминистрация выиграла иск и идею прокуратуры о строительстве подземного перехода в одной из самых напряженных зон города положили в долгий ящик, установив на том месте дополнительный светофор.
Но сегодня, как выяснилось, у чиновников мэрии вдруг появилось кардинольно противоположное мнение, и они дружно заявляют о крайней необходимости строительства подземки для пешеходов у «Голубого огонька». Решение принято, и «Газпром» уже начал строительство объекта. Причем специалисты и строители, по словам городского чиновника, просто недоумевают и жмут плечами: «кто эти расстояния придумал, почему суд принял такое решение?». Из слов подчиненного мэра получается, что «Горстройпроект» — одна из авторитетнейших орагнизаций города — сделала в свое время «нужную» экспертизу для мэрии, на основании которой прокуратура тогда и проиграла суд. В принципе, указанная организация является муниципальным предприятием, и теоретически такое сделать было вполне реально.
— Я не ставлю под сомнение авторитет организации, но тогда были цели не строить переход, потому что денег не было. Поэтому искались пути, каким образом заблокировать решение суда. И оно было принято, — сказал Олег Осинский.
«Газпром», по мнению директора департамента транспорта, это не та структура, которая будет «оголтело строить, не думая о своем имидже». Другими словами, раз за проектом стоит госкорпорация, то он не может быть потенциально опасен.
— У организации, конечно же, есть все необходимые документы. Никто не позволит им строить, если у них не будет экспертизы и всех согласований, — резюмировал работник мэрии. — Я вчера наших строителей спросил об этом, они надо мной посмеялись и сказали, что все есть, все соблюдено и что этому зданию ничего не грозит. Кто-то говорил, что в этом доме нельзя использовать подвалы, и посмотрите, там магазины сегодня. Там все работы будут вестись в соответствии с нормами, и здание никто не намерен обрушить, поверьте. Меня уверили в этом вчера абсолютно. Цели в разное время были разные. Сейчас — построить пешеход, а тогда — не строить его.
Сегодня, как поясняет Осинский, мэрия намерна организовать движение без остановки транспорта и уменьшить пробки в городе. Для этого необходим подземный переход на центарльной магистрали города. В настоящее время пасажиропоток в указанном месте составляет более 1000 человек в час, поэтому «пешеходов необходимо убирать под землю». При пассажиропотоке в 200 человек в час ставится регулируемый пешеходный переход, а при такой интенсивности для безопасности движения всех участников крайне необходимо убирать людей с дороги.
— Даже самый безопасный наземный переход хуже, чем подземный. У кого-нибудь когда-то откужут тормоза или мозги, и он пойдет на красный свет, — сказал Осинский.
Строительство подземного перехода в створе ул. Валиханова начнется уже на следующей неделе и будет вестись открытым способом. К декабрю строители обещают построить безопасный переход для омичей. Для этого движение на по ул. К. Маркса в районе остановки «Голубой огонек» будет ограничено.
— Конечно, будет неудобно, но это ведь как ремонт дома. Как можно сделать хороший ремонт не передвигая мебель? Зато потом будет хорошо и безопасно, — добавил Олег Осинский.
Чтобы избегать пробок и не опаздывать на работу, как посоветовал руководитель депаратмента транспорта, необходимо выходить из дома на полчаса раньше.
Мария Гавриленко