Омские еженедельники после дня города – то еще удовольствие. Тут тебе и икебана, тут тебе и дизайн. Флора, болиды, дети, невесты, мэрогубернатор, цветочки, шарики, гирлянды, ратники, декорации и недоновации – все-все-все в одном флаконе.

Целый год горожан держат на сухом пайке обыденности, чтобы в первые августовские выходные закружить в праздничной вакханалии, а потом еще неделю смаковать увиденное - и упущенное. Но неприглядная обыденность врывается и в это цветистое ликование, ударом ветки пробивая голову отдыхающей даме. И оказывается, что пресловутая «безопасность общественных мероприятий» - такая же декорация, как и фанерные мечи или плетеный из лозы хоккеист. Что у специально назначенного на праздник дежурного фельдшера нет никаких медикаментов и средств первой помощи. Что в парке культурного отдыха не на что положить пострадавшего. Видимо, поэтому соседство на первой полосе «Омской правды» заголовков «Праздник - на каждой улице» и «С Зеленого острова - в реанимацию» выглядит гармоничным. Как и сообщение о начале суда над семейной парой из Шербакуля, которая накануне Нового года убила шестимесячного сына успокоительной смесью из водки и антидепрессанта. Такое вот эхо праздников.

«Организаторы должны сделать выводы», «Основные претензии к городским службам», «Там, где гуляют тысячи людей, нужно быть внимательнее» - эти высказывания читателей публикует «Комсомольская правда». Они не осуждают медиков, которые начали оказывать помощь женщине с переломом позвоночника только через 15 минут (а «скорая» вообще приехала через полчаса): «Увы, такое у нас государство».

А куда бежать, если дерево рухнуло во дворе? Жертв, вроде, нет, ущерба имуществу - тоже. Советы дает «Четверг»: за кронирование и снос деревьев во дворах отвечает собственник или управляющая компания, включившая стоимость этих работ в тариф за услугу «Содержание жилья». Насчет опасных деревьев на муниципальной земле надо обращаться в комиссию по зеленым насаждениям. Почетный лесовод Анатолий Богун напомнил, что все деревья в городе должны быть учтены, и сажать деревья по своему желанию так же незаконно, как и вырубать. Впрочем, учетом деревьев и контролем за посадками уже лет 20 никто не занимается.

Газонами тоже заниматься некому. Колумнист «Вашего Ореола» Сергей Шкаев предпринял попытку «достучаться до небес», точнее, просигналить мэру о том, что газоны надо косить. Без этого они зарастают сорняками и представляют собой гигантское аллергенное поле. И когда на нем рассыпает пыльцу неведомая поросль, аллергики стонут, чихают, кашляют, обливаются слезами, покрываются сыпью и испытывают другие страдания. Журналист предлагает даже дать бесплатные уроки по правильному обращению с литовкой тем, кто отвечает за косовицу сорняков. Ау, комиссия по невыкосу травы! Откликнись!

«Вечерний Омск» в очередной раз продемонстрировал свой особый взгляд на город: «297-летие Омска запомнится первым торжественным собранием». Наверное, его участники бережно сложили пригласительные в семейные шкатулки с наградами, добавив к ним эту вырезанную из газеты заметку. У партийно-хозяйственного актива в СССР было сакральное понятие - «торжественное». Не попал на него - считай, вычеркнут из номенклатуры, попал - ты свой в провинциальном бомонде. «Кто нынче участвует в «торжественном» в Концертном зале?» - поинтересовался у мэра журналист. «Не случайные люди», - подтвердил Вячеслав Двораковский. - «Работники различных организаций, которые участвуют вместе с муниципалитетом в содержании и обслуживании города. Мы пригласили сюда в первую очередь активистов, представителей организаций жилищно-коммунального комплекса, транспортников…» Осталось понять, почему очередная тусовка «для своих» считается первой.

Кто рано встает, тот… «Красный путь». Пока остальные горожане только собирались выдвигаться на праздничные рубежи, журналист Олег Кузнецов уже наблюдал за репетицей-прогоном театрализованной истории Омска. Некоторые слова, которыми режиссер оценивал мастерство актеров, он не решился цитировать. А высказывания зрителей, для которых старательно пели, плясали и маршировали потешные войска, записал: «Дана команда веселиться, но ничего, я и дома навеселюсь, у телевизора. Он хоть и врет, но успокаивающе!», «Сейчас все закончится, и пойдем думать, как дожить до следующего Дня города, не говоря уж о его трехсотлетии».

Кстати, о юбилеях. За два года до 300-летия города вспомнили про многострадальную вторую Омскую крепость, выложенную плиткой пустыню. В крепости предлагают отремонтировать все бараки и казармы (если дадут два миллиарда) и устроить в них музей. О том, что делать с крепостью после юбилея (когда кончатся деньги), с журналистом «Бизнес-курса» беседует архитектор Ефим Фрейдин. Он стал одним из инициаторов серии общественных дискуссий о месте Омской крепости в городе и ее значении для городского сообщества, которые прошли на минувшей неделе. Чтобы крепость не осталась пустым музеем, она должна стать интересной для горожан, то есть участвовать в ее судьбе должен весь город. «Считаю, воссоздавать крепость не нужно. Новоделы и макеты не добавляют ценности этому памятнику», - с этим согласны многие, но не все. Как же сделать так, чтобы центр города стал привлекательным для всех? Ответы экспертов журнала - в традиционной рубрике «Вопрос недели». Ну и фоточки, фоточки, фоточки: губернатор смотрит, как мэр кует, губернатор и мэр принимают подарки, губернатор с чужой невестой, мэр со скопкарем, губернатор с Галиной Горст и пушкарем, губернатор с ребенком. Если кто не понял, это репортаж с «Флоры».

«Омская трибуна» рассказывает о радикальном предложении архитектора Никиты Шалмина, прозвучавшем на одной из дискуссий: вырубить Выставочный сквер, убрать оттуда павильоны и воссоздать плац - сердце Омской крепости. Как когда-то на этом месте специально разбили зеленую зону, чтобы стереть всякую память о крепости, так теперь ее необходимо возродить. Открыв исторический центр со стороны реки, можно по-новому представить не только крепость, пространство которой сразу расширится, но и другие исторические здания.

Там, правда, рядом еще ДК им. Дзержинского, который никуда не денешь. И даже при воссозданном плаце он будет подавлять дом комендантов крепости, в котором размещается музей Достоевского. Как пишут «Коммерческие вести», музей планируется расширить за счет одноэтажного пристроя площадью 500 квадратных метров. Здание для музея по мировому соглашению, утвержденному Арбитражным судом, обязан построить «Омскагрегат», который когда-то снес переданный под культурное учреждение медвытрезвитель Центрального района. На своем земельном участке рядом с музеем ОАО планирует построить многофункциональный комплекс с гостиницей, ресторанами и апартаментами. УМВД со своей стороны уже в этом году планирует установить шпиль-меч. Да и мэрия не оставила идею проложить шоссе по набережной, передвинув остров.
Все идет к тому, что «золотой пятачок» растащат на клочки, и проблема привлекательности центра города «для старых и малых» снимется сама собой. Старики будут безвылазно сидеть зимой по домам, летом - по дачам, а молодежь продолжит исход из Омска. Как диагностируют «Аргументы и факты», до 70% покидающих город приходится на молодых людей в возрасте до 30 лет. Официально за прошлый год из Омска выехало три тысячи человек, неофициально - в два-три раза больше. Едут на запад: в Москву, Питер, другие города и страны. 90% «поуехавших» не удовлетворяет заработок, 82% молодых омичей не устраивает социально-экономическое положение области, 54% считают, что Омск находится «на дне». От слова «дно», а не «День города».

Может быть, для подъема со дна и осознания себя городом нужно отказаться от иллюзорного единства и от картонно-декоративного Дня города? Жить для себя, обустраивать город для себя - каждый день, а не только перед первым воскресеньем августа.

Татьяна Ильина