В России, как известно, трамвайные системы «убивают» в угоду маршруткам и личным автомобилям, а в Омске даже возникало движение «Омичи против трамвая», правда, как и прогнозировалось, быстро «сдувшееся». Китай в свое время тоже шел по этому пути; к середине 70-х в Поднебесной ликвидировали все свои немногочисленные трамвайные системы.
А на днях новая система общественного транспорта появилась в крупнейшем северо-восточном городе Китая Шэньяне (административный центр провинции Ляонин). Она пополнилась целой трамвайной сетью – в эксплуатацию ввели несколько трамвайных маршрутов, сообщает нам News.cn. Планируется, что в дальнейшем трамвайные сети появятся в Пекине, Шанхае, Тяньцзине и других крупных городах страны. По проекту трамвайными рельсами будет покрыто 4 тыс. километров.
Самое удивительное здесь то, что решение о строительстве системы было принято менее двух лет назад. Официальный портал г. Иркутска сообщал нам 01.12.2011: «Район ХунНань и Китайская Северная компания заключили договор о появлении трамвайных путей в этом районе г. Шэньяна. Согласно подписанному договору, до 2013 года в данном районе должно появиться пять линий движения трамвая общей протяженностью путей 65 км».
Шэньянские трамваи произведены местной китайской компанией CNR. По сообщению заместителя генерального директора компании Се Чуаньцзюня, новые трамваи отличаются от своих предшественников низким полом – он расположен на 40 см ниже обычного уровня, что очень удобно для посадки и высадки пассажиров, особенно инвалидов. Салоны нового для Шэньяна вида транспорта также оборудованы кондиционерами и отопительными системами.
Транспортная сеть современных трамваев, которая проложена в новом шэньянском районе Хуньнань, представляет собой четыре маршрута общей длиной в 60 км. На маршрутах предусмотрено 67 остановок. В обычном режиме трамваи будут двигаться со скоростью 23 км/ч, хотя их проектная скорость составляет 70 км/ч. Каждый трамвай, имеющий длину 28,8 м, высоту 2,2 м и ширину 2,65 м, рассчитан примерно на 300 пассажиров. В Шэньяне есть и метро, но с трамваем оно не конкурирует.
Эксперты отмечают, что стоимость строительства транспортных линий для современных трамваев составляет 1/8-1/4 от стоимости строительства метро, а сроки строительства линий – 1/4-1/2 от сроков строительства подземки. Более того, по сравнению с автобусами трамваи вмещают гораздо больше пассажиров, срок их эксплуатации в три и более раз больше, а еще у трамваев нет выхлопных газов. В настоящее время в 27 странах Евросоюза общая протяженность трамвайных маршрутов превышает 9 тыс. км. и продолжает расти. Строятся новые системы в Европе, Африке, Америке, Азии.
Игорь Федоров